Большая вера начинается со слова, а через большую веру приходит большой успех

Автор: Интервью с С. Мясоедовым

«Управление персоналом»: Год назад в интервью  ректор АНХ Владимир Мау объяснил нам систему функционирования разноплановых вузов под крылом Академии. Какое место среди них занимает ИБДА?

 

– Мне, как руководителю, хочется верить, что место Института бизнеса и делового администрирования уникально. Наш институт является самым большим структурным подразделением Академии и единственной бизнес-школой, где действуют два факультета: первого высшего образования и дополнительного образования для взрослых.

Существенно отличаемся мы от других структурных подразделений и историей возникновения. Первоначально наш институт назывался Школа международного бизнеса МГИМО. И изначально мы были ориентированы на связь с международной деятельностью, планируя готовить бизнесменов для международной экономики.

На самом деле история возникновения Школы сама по себе любопытна. После выхода постановления Совета министров СССР о создании двух первых школ бизнеса (они тогда назывались коммерческими школами бизнеса) были созданы: Высшая коммерческая школа под руководством В.А. Буренина и Высшая школа международного бизнеса под руководством Л.И. Евенко.

В середине 1988 года группа молодых преподавателей МГИМО МИД СССР решила создать одну из первых частных бизнес-школ в стране – Школу международного бизнеса МГИМО (ШМБ МГИМО).

И за три года мы сумели поднять ее на такие высоты, что в рейтинге 1991 года газеты «Файненшенал Таймс» Школа международного бизнеса МГИМО заняла первое место. Сразу уточню, что это был единственный рейтинг, в котором мы всерьез участвовали.

Многочисленные рейтинги школ бизнеса, проводимые в нашей стране в последние годы, вызывают у меня весьма скептическое отношение. Качество их проведения таково, что сегодня пытаться выбирать школу бизнеса по рейтингу – все равно что лечиться по медицинскому справочнику: случайная опечатка, и можно отправиться на тот свет. Особенно странными результаты рейтингов становятся, когда говорят о зарубежных аккредитациях российских программ и школ бизнеса. К примеру, из последних рейтингов я узнал, что в России существует большая группа школ бизнеса, аккредитованных всеми ведущими зарубежными бизнес-ассоциациями. На всякий случай скажу, что на сегодняшний день в стране нет ни одного вуза, аккредитованного Американской ассоциацией школ бизнеса (AACSB International).

Есть несколько зарубежных программ фрайчайзингового типа, в том числе одна в нашем институте, которые получили эти высокие аккредитации. Что же касается школ бизнеса, то таких нет и в ближайшие годы не будет. Во всяком случае, так говорят сами руководители зарубежных ассоциаций.

Возвращаясь к нашей истории, в 1994 году Школа международного бизнеса МГИМО переезжает на территорию Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и становится частью ее учебного комплекса, сменив название на Институт бизнеса и делового администрирования (Institute of Business Studies – «IBS»).

В начале аббревиатура ИБДА вызывала отторжение у наших выпускников и слушателей как весьма труднопроизносимая. Но мы тешили себя тем, что мы единственная школа бизнеса с таким труднопроизносимым названием.                Сегодня в России 13 ИБДА, причем несколько из них имеют наш запатентованный логотип, не говоря уже о большом количестве вариаций. Появление ремейков и копий нашего института мы не воспринимаем всерьез – это не конкуренты, это последователи. Если на основе нашего базового сценария делают ремейки, значит, у нас есть чему поучиться.

Институт бизнеса и делового администрирования имеет два факультета. Первый – факультет вузовских программ, первого высшего образования. Это по большей части внебюджетный факультет – самый дорогой в стране, пожалуй, кроме одного из факультетов моей Alma Mater – МГИМО. И мы хотим особо подчеркнуть это. Факультет небольшой. На внебюджетное отделение мы принимаем всего 50 человек. В последние несколько лет конкурс составляет от 3,5 до 4,5 человека на место. Я не верю в конкурсы 10 – 15 человек. Когда об этом говорят уважаемые люди, мне стыдно за них, потому что это ложь. Если у нас конкурс превысит 5 – 6 человек, мы поднимем цену, что делали за последние годы уже 3 или 4 раза.

Кроме того, у нас появилось небольшое бюджетное отделение – всего 10 человек. Там свой конкурс. Откровенно говоря, я не в восторге от того, что в институте существует бюджетное отделение, ибо считаю, что на небольшие средства, выделяемые государством, хорошую программу сделать сложно. Более того, я исхожу, как и весь мир, из того, что бизнес-образование должно быть платным. Молодых Ломоносовых (физиков, химиков, литераторов) надо поддерживать за счет бюджета. Относительно бизнес-образования – бесплатное будет или никаким, или плохим.

Особенность нашего первого высшего образования в том, что оно по-прежнему ориентировано на международную специфику. Это в первую очередь проявляется в том, что наш институт является родоначальником проекта «двойной диплом». Сегодня к проекту «двойного диплома» подключились около 40 вузов страны, а в 1992 году мы были первыми. В рамках проекта мы работаем с тремя зарубежными европейскими университетами: Международной Высшей Школой Менеджмента (Роттердам, Голландия), Высшей Школой Прикладных Коммерческих Наук (Париж, Франция), Высшей Школой Бизнеса Университета Лутон (Лутон, Великобритания).

Развивая это направление, мы в соответствии с Болонской декларацией приближаем стандарты нашей магистерской программы к европейским образцам: с большим количеством самостоятельной исследовательской проектной работы, значительным количеством часов, отведенных на «мозговые» штурмы, тренинги, общение с успешными бизнесменами. Мы надеемся, что через год наша магистратура войдет в европейский консорциум магистерских программ по менеджменту. Переговоры закончились, сейчас мы завершаем взаимную редакцию программы с консорциумом европейских университетов, куда входят Вестминстерский университет (Великобритания), Марсельский университет (Франция), Университет в Валенсии (Испания) и Бременский университет (Германия). Кроме того, согласно положениям нашего договора с консорциумом, с 2006 года преподавание как минимум одного семестра в нашей магистратуре будет проводиться на английском языке.

 

 

«Управление персоналом»: После дефолта 1998 года ИБДА был в ряду немногих вузов, при том одним из самых дорогих, практически не потерявших своих студентов и слушателей. Да и последующие наборы у вас прошли нормально. Как вам это удалось?

 

– Лозунг нашего института – мы учим успешных менеджеров. На первое высшее образование мы стараемся отбирать ребят, у которых есть потенциал для успеха в бизнесе. Тем более это важно для программы дополнительного образования. С этой точки зрения мы верим в наших выпускников. И риск был не столь велик. Если мы верим в то, что отобрали достойных людей, значит, они должны были преодолеть кризис. Известна старая китайская мудрость о том, что кризис пишется двумя иероглифами: первый иероглиф означает кризис, а второй – возможности. Абсолютное большинство тех, кто пришел на программу дополнительного образования, в результате кризиса либо переместились в другие сферы деятельности, либо придумали какие-то прорывные проекты для своих компаний. Для них кризис во многом стал толчком к переменам, которые привели к дальнейшему успеху. От нас требовалось только найти ресурсы для того, чтобы дать людям маленькую передышку.

Обычно в наш институт приходят по рекомендации. Да и само появление факультета первого высшего образования обязано ассоциации выпускников. К нам пришли несколько удачливых выпускников с вопросом: если раньше детей работников ЦК КПСС и МИДА готовил МГИМО, кто будет готовить детей выдающихся бизнесменов? Вопрос был очень актуален. С нашими голландскими партнерами мы начали работу над авторскими программами по первому высшему образованию.

 

 

«Управление персоналом»: Сегодня за рубежом много пишут о неявных знаниях. Возможно, успех ИБДА именно в этом?

 

– Думаю, в нашей программе заложено то, что позволяет ребятам стать успешными. Есть некий особый дух. В это можно верить или не верить. Во всяком случае, наш коллектив в это верит, и эта вера передается ребятам. Не случайно, начиная обучение в нашем вузе, ребята произносят клятву на верность идеалам менеджмента. Большая вера начинается со слова, а через большую веру приходит большой успех.

Простой пример: скрипки гениального Страдивари на протяжении веков досконально изучались многими мастерами, неоднократно воссоздавалась технология, но, как ни старались, новые инструменты не имели звучания скрипок великого мастера. Это и есть те самые скрытые знания. Обычно они передаются на синергическом успехе профессионалов.

Мне очень повезло, в Институте бизнеса и делового администрирования работают очень сильные профессионалы – преподаватели, бизнесмены, число которых на наших занятиях в последние годы резко возросло. Мы верим, что бизнесу может научить только успешный человек. Поэтому стараемся не приглашать заслуженных профессоров, которые в бизнес не вписались. Люди, которые не умеют работать на рынке, не могут научить тому, как надо работать.

 

 

«Управление персоналом»: ИБДА заслуженно считается законодателем моды в сфере бизнес-образования. Интересен ваш взгляд на основные тенденции, проблемы.

 

– Вслед за мировой тенденцией в России постепенно происходит специализация программ МВА. Нет необходимости оспаривать тот факт, что если вы хотите получить лучшее образование по стратегии, вы идете в Гарвард, лучшее образование по финансам – в Уортон, лучшее по маркетингу – в Келлог. В России до последнего времени все школы были всеядны. Дженералистское МВА, в которую свято верят некоторые мои коллеги, – хорошая вещь. Но, с моей точки зрения, у программы МВА есть только один критерий качества и эффективности – карьера выпускников. Я вместе с гениальным Генри Минсбергом считаю, что деградация программ МВА, которая произошла в значительной мере на Западе (в последние 2 – 3 года там идет сокращение набора), начинает распространяться и на Россию. Программы МВА становятся слишком научно и исследовательски ориентированными. А это качество магистерских программ, готовящих аналитиков, потенциальных ученых, даже если идет речь о практиках, то это консультанты ведущих консалтинговых фирм, где через исследование осуществляется консалтинговая деятельность.

Что касается менеджеров, то их задача не столько анализировать, сколько принимать решение в условиях неопределенности. Им важны инструментарий, подходы к проблемам, опыт решения управленческих задач, отсюда знаменитый метод case study. Программы должны стать более практико-ориентированными.

К сожалению, по мере того как программа МВА пришла в нашу страну, и по мере того как она приобретает государственное значение, признание и государственный диплом, в эту программу все более активно включаются государственные академические вузы. Я бы сказал, что эти вузы неплохо могут преподавать бизнес, как мы делаем это на первом высшем образовании, но не менеджмент. Серьезно преподавать менеджмент можно либо активно работая с менеджментом в качестве консультантов, либо, еще лучше, работая в менеджменте. Поэтому в программе МВА за исключением ограниченного количества общих вводных курсов должны читать преподаватели-практики. Таких людей мало, они на вес золота. Основная задача школ бизнеса – привлечь этих людей, в противном случае реально поднять качество программы МВА (не с точки зрения стандартизации, аккредитации, а с точки зрения практической отдачи, карьерного роста выпускников) не удастся.

Наш вуз на протяжении последних трех лет концентрировался на задаче привлечения в педагогический процесс практиков. Думаю, что мы нашли тот маленький золотой ключик, открывающий для наших слушателей секреты успеха. Во-первых, мы приглашаем практиков, консультантов, менеджеров ведущих компаний на мастер-классы – от 4 до 12 часов. Приходя к нам, читая у нас лучшие курсы, они получают выход на целевую аудиторию, своих потенциальных клиентов. Это позволяет нам при разумных ставках, которые существуют в бизнес-образовании, привлечь к учебному процессу настоящий цвет российского консалтингового бизнеса. У нас читают А. Павлуцкий, И. Гурков, И. Альтшулер. Я надеюсь, что с осени этот список пополнится еще 2 – 3 громкими именами. Каждое их занятие – это всегда открытие. Они приносят в программу те самые наработки и знания, которые обеспечивают успех в бизнесе.

Во-вторых, мы пытаемся привлечь талантливых менеджеров, которым от бога дан талант преподавательской деятельности. И очень гордимся тем, что у нас читают такие люди, как: Борис Иванович Щербаков, вице-президент компании Oracle, профессионал с большой буквы, в том числе и в сфере кросскультурного менеджмента; Ирина Кибина, вице-президент по развитию Sun Interbrew, профессионал в области PR-технологий. Блестящие тренинги по навыкам современного менеджмента проводит уникальный Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров; Руслан Ильясов, вице-президент «Альфа-банка», читает курс по управлению персоналом; маркетинг преподает Игорь Качалов из консалтинговой компании «Качалов и коллеги»; мастер-классы по маркетингу ведет Игорь Манн.

Результативность обучения по программам МВА наглядно отражает наша статистика. Проводя опросы среди выпускников 2002 – 2003 гг., мы получили следующую картину: у 90% выпускников программы МВА произошло существенное продвижение по карьерной лестнице, 68% отметили радикальный карьерный скачок и кратное, т.е. в несколько раз, повышение доходов.

 

 

«Управление персоналом»: А западных преподавателей вы приглашаете?

 

– Западные преподаватели из наших родственных и дружественных вузов постоянно читают лекции по программе первого высшего образования. Как правило, мы стараемся проводить занятия без перевода. В данном случае у слушателей появляется возможность не только пообщаться с зарубежными профессорами, но и одновременно усовершенствовать свои знания иностранного языка. В этом направлении мы сейчас должны сделать качественный скачок, и с 2006 года два семестра наряду с нашими преподавателями на иностранном языке у нас будут читать зарубежные профессора. Многие российские преподаватели утверждают, что они свободно владеют иностранным языком, а на самом деле уровень квалификации очень разный. Поэтому привлечение зарубежных преподавателей на первом высшем образовании мы считаем важнейшим аспектом обучения.

Что касается взрослых программ, то я исхожу из того, что на уровне дополнительного образования программы МВА должны быть нацелены на решение реальных задач, стоящих перед компаниями. Именно поэтому у нас идут одновременно две программы Executive МВА: российская – на российский государственный диплом МВА и бельгийская – на диплом Антверпенского университета, государственный диплом Бельгии. На сегодняшний день это единственная в России программа Executive МВА, аккредитованная AACSB 5 апреля 2005 года.

 

 

«Управление персоналом»: Почему у вас две программы Еxecutive МВА?

 

– Для менеджеров, работающих в зарубежных компаниях или во внешнеэкономических отделах российских компаний, и для менеджеров, которые работают по преимуществу на российском рынке, конкретные знания, необходимые для их карьерного роста, практической работы, существенно отличаются. С этой точки зрения вопрос, где лучше учиться – в России или за рубежом, на российской программе или на западной, для меня решается очень просто. Если вы работаете в отечественной компании на российском рынке, то для вас лучше российская программа, отражающая специфику ведения бизнеса в России. Если же вы работаете в западной компании, если ваша деятельность в первую очередь внешнеэкономическая в рамках российской компании, тогда вам важно понять зарубежную психологию, особенности решения экономических проблем, мотивации коллектива, особенности деловой этики. Вам нужно освоить базовые установки западного законодательства, понять финансовую систему учета, основанную на национальном законодательстве, систему управленческого учета и прочее, в этом случае для вас предпочтительнее зарубежная программа Еxecutive МВА.

Приведу пример. Мы обучили порядка 20 руководителей компании «ЛУКОЙЛ». Большинство из них учились на российских программах МВА и Еxecutive МВА. А вот руководство отделений дочернего предприятия компании, ориентированного на экспортно-импортные операции, на развертывание бизнеса за рубежом, заключило договор на обучение по бельгийской программе.

 

 

«Управление персоналом»: Мы не раз слышали мнение, что на российском рынке бизнес-образования складываются две ниши: МВА и Еxecutive МВА. Разграничьте, пожалуйста, для какой категории слушателей предназначены эти программы?

 

– Программа МВА предназначена в первую очередь для менеджеров, которые выходят на уровень руководителей функций крупной компании. Это функциональный менеджмент. Средний возраст этих людей обычно поздние 20 начальные 30 лет и опыт работы от 3 до 5 – 6 лет.

Для эффективной работы, наряду с самой функцией, человек должен овладеть тем, что составляет основу менеджмента, – искусством управления людьми. Цикл дисциплин организационного поведения – мотивация, конфликтология, основа лидерства – это основа программы МВА, систематизирующая знания и снабжающая базовыми навыками и опытом по работе с людьми.

Руководители-функциональщики идут на дженералистские программы МВА, но ориентируются на конечную специализацию, так как любая программа МВА, выстроенная по Российскому государственному стандарту, в завершающей части имеет порядка 100 часов, т.е. 1/10 времени по той или иной специализации.

Так, если мы делаем программу МВА по маркетингу, это значит, что кроме общего модуля маркетинга, включающего теоретические основы, рассказывающие о различных подходах к маркетингу, есть блок специализаций по маркетингу. На нашей программе его читает более десяти консультантов, работающих в практическом маркетинге. К примеру, курс по особенностям продвижения товаров на российском рынке читает Ашот Арутюнян, возглавляющий отдел маркетинга компании «Снежная королева».

С развитием бизнеса компании начинают образовываться группы людей, которые перешагнули уровень функций, стали вице-президентами, заместителями генеральных директоров или генеральными директорами. Перед ними начинает вставать одна и та же задача – разработать стратегию фирмы. Поэтому, как это ни плохо звучит для российского уха, любая программа Еxecutive МВА – это программа деспециализации. Наша задача – поднять руководителей над функциями, перестроив на единственную специализацию – на развитие компании. По нашему мнению, эти люди должны обладать не просто опытом практической работы, но и опытом управленческой работы. Поэтому на входном контроле программы Еxecutive МВА у нас указано не менее 7 лет опыта управленческой работы. Средний возраст в этих группах 35 – 40 лет. «Звезды» бизнеса, создавшие с нуля огромные компании и уже в молодости достигшие успеха, – скорее всего, исключения, подтверждающие правило.

В состав групп по программам Еxecutive МВА не должны входить люди функционального уровня. Они думают с позиции, допустим, отдела маркетинга, как поднять продажи, а им будут долго и нудно объяснять, что такое стратегическое видение, как мобилизовать всю компанию на реализацию стратегии. Это уведет их в сторону от текущих задач. Гомогенность групп – очень важное слагаемое.

Наконец, есть еще один момент, связанный с Ехесutive МВА. Этот феномен описан в литературе. Когда человек достигает положения первого лица в бизнесе, он попадает в коммуникационный вакуум, то, что называют одиночеством лидера. Семья его, как правило, уже не понимает, потому что у него слишком жесткие проблемы, которые он не несет в семью. Внутри своей компании он ни с кем не может откровенно поделиться, потому что все люди зависят от него. Его профессиональная тусовка состоит из потенциальных конкурентов. Вместе с тем у него есть много вопросов, которые надо обсудить. На программах Ехесutive МВА люди преодолевают это одиночество лидера. Они обнаруживают, что в группе собрались слушатели равные по статусу из разных регионов страны, представляющие разные отрасли экономики. Перед ними стоят одни и те же проблемы: как выстроить систему премирования, которая бы, с одной стороны, поддерживала таланты, а с другой – не обижала тех, с кем они начинали поднимать компанию и кто сейчас просто уже не тянет; как погасить конфликты; как приостановить старение фирмы; как добиться того, чтобы в жизненном цикле развития организации они не пришли в период аристократизации и спада; как сделать качественный скачок при существенном изменении делового климата в стране?

На программу Еxесutive МВА идут состоявшиеся люди структурировать свои знания, расширять связи в сопредельные сферы.

 

 

«Управление персоналом»: Вы изучаете опыт ваших коллег из других вузов, качество их программ?

 

– Мы очень внимательно отслеживаем состояние российского и зарубежного рынков бизнес-образования. Чтобы оценить то, что делает компания в рамках конкуренции, обычно говорят об эффекте бэнч-маркинга, когда мы оцениваем свое место на некой скамье и пытаемся продвинуться по ней вперед. Деятельность нашего института связана с деятельностью ведущих зарубежных школ бизнеса. Мы стараемся учиться у них. Это непросто. Поэтому наш институт начал проводить в России семинары совместно с ведущими зарубежными школами бизнеса.  Мы серьезно рассматриваем зарубежный опыт, и думаю, будем вносить в соответствии с ним коррекцию в наши программы МВА и Еxecutive МВА.

Что касается российского опыта, то мне представляется, что, строго говоря, у нас конкурентов пока нет. В последнее время произошла сегментация рынка по ценам: есть рынок нижнего ценового сегмента, среднего и высшего ценового сегмента. Это ни хорошо и ни плохо – так должно быть. Есть представители малых компаний и есть представители крупного бизнеса. У них разные финансовые возможности, и под них нужно делать разные программы.

Наш институт по традиции возглавляет верхний ценовой список. В этом ценовом сегменте работает очень мало национальных школ бизнеса. На сегодняшний день хорошо известно о 4 – 5 лидерах российского бизнес-образования. У каждого из них есть свое лицо. Мы знаем об их успехах и неудачах, но реальной конкуренции между нами нет, так как у данных лидеров своя специализация. ИБДА специализируется на стратегическом менеджменте.

Что касается конкуренции аутсайдеров, то это, повторюсь, последователи. И мы рады, что они у нас есть.

 

 

«Управление персоналом»: В чем, на ваш взгляд, основное отличие между российскими и западными слушателями бизнес-школ?

 

– Первое отличие связано с экспертизой. Все программы зарубежных школ бизнеса, которые преподаются сегодня в России, и тем более за рубежом, требуют свободного знания английского языка. Это тот объем знаний, который в лучшие годы имели выпускники наших ведущих лингвистических университетов. Это основной ограничитель. Что же касается остальных требований, то, на мой взгляд, они совпадают. И на российские, и на зарубежные программы идут люди сложившиеся, с солидным опытом, в том числе и управленческой работы, люди, которые хотели бы систематизировать свой запас знаний, преодолеть одиночество лидера, то есть получить аудиторию, в которой можно было бы обменяться своими наработками, поделиться опытом.

Мы стараемся отслеживать карьеру наших выпускников. По нашему ощущению, карьерный рост выпускников российских программ и нашей бельгийской программы в целом идет приблизительно одинаковыми темпами. Это очень одаренные представители новой генерации российского менеджмента.

Сегодня и российские, и зарубежные программы МВА существенно помолодели. Мы обратили внимание на это года полтора-два назад, и этот процесс продолжается. Вообще, любой скачок, в том числе скачок переходной экономики, к рынку обычно происходит после того, как меняется поколение. Россия прошла приблизительно половину пути смены поколений. Представители нового поколения начинают приходить на программу, особенно на программу МВА. Ребята в поздние 20 – это очень интересная генерация. Они хорошо образованны, может быть, более циничны, чем предшествующие поколения, лучше представляют, что они в этой жизни хотят. Они не стоят одной ногой в старых, а другой – в новых ценностях, они уже приняли ценности рыночной экономики. Это в хорошем смысле слова карьеристы, ориентированные на занятия, с приличным знанием иностранного языка и опытом перемещения по ряду зарубежных стран. Они приходят на российские и зарубежные программы, ориентируя свою карьеру на связь с российским или зарубежным бизнесом.

Если раньше выбор делался во многом эмоционально, то теперь выбор становится более осознанным. Подавляющее большинство тех, кто к нам приходит, сравнивают содержание программ, уровень преподавателей, отзывы слушателей. Все большую важность приобретает то, что я бы назвал учебным фейс-контролем. Ребята просят показать альбомы с фотографиями наших выпускников (мы называем эти альбомы «дембельскими»), начинают искать знакомых и обычно после этого принимают решение.

 

 

«Управление персоналом»: Российский бизнес смело шагнул за пределы России. Каких знаний, опыта не хватает российским бизнесменам для успешной работы за рубежом?

 

– Новое поколение российских бизнесменов – это уникальные, одаренные, талантливые ребята. Я не сомневаюсь, что они с успехом выдержат конкуренцию и займут достойные позиции на Западе. Когда я, путешествуя по Америке, увидел бензоколонку с надписью «ЛУКОЙЛ», сердце мое возрадовалось. Однако нельзя перепрыгнуть через реку, как нельзя из детства сразу перескочить в старость. Российскому рынку, так же как российскому бизнес-образованию, еще нет и двадцати лет. Когда наш институт пытаются сравнить с зарубежными школами бизнеса, мы смело называем себя тинейджерами. Именно тинейджеры совершают блестящие прорывы, переходя из поры отрочества в юность.

То же самое в российском бизнесе. Российскому бизнесу и вообще российскому народу много отмерено. А теперь надо немного опыта, зрелости, структурированных знаний по менеджменту, которому нас никогда и нигде не учили, и в удаче я не сомневаюсь.

В мире распространено много неправдоподобных мифов о России. Когда наши студенты уезжают за рубеж, они довольно часто сталкиваются с мнением, что Россия – это матрешки, казаки в красных шароварах, беспробудное пьянство. И это очень плохо. Однако количество мифов, которые бытуют среди российского бизнеса в отношении Европы и особенно США, не меньше. Видимо, это связано с периодом юности. Как преподаватель по кросскультурному менеджменту, я скажу, что российскому бизнесу нужно хорошее управленческое образование. Это программы МВА или специализированные программы по бизнесу. Они могут проводиться ведущими западными и российскими бизнес-школами. А для того бизнеса, который настроен на международные связи, нужно систематическое изучение кросскультурного менеджмента.

 

 

«Управление персоналом»: На ваш взгляд, руководители стремятся получить новые знания?

 

– Да. Сейчас происходит известная стратификация руководителей. В период ускоренной приватизации доступ к власти и к большой собственности получили две группы людей. Одна группа действительно обладала управленческими талантами и либо через удачу плюс усердие создавала большие предприятия, либо вообще начинала бизнес с нуля. Вторая группа людей получила богатства целиком за счет того, что на момент приватизации занимала ключевые позиции, то есть это приватизация по блату. Нужно ожидать, что рано или поздно, но первая группа либо будет сменена на управленческих позициях профессиональными менеджерами, то есть произойдет отделение менеджмента от собственности (это наблюдалось во многих странах мира), либо эти люди разорятся или, во всяком случае, отойдут от серьезного управления бизнесом.

Что касается второй генерации российских менеджеров, то нужно ожидать, что они будут наращивать свой потенциал. Эта группа весьма ориентирована на знания. А за спиной у них новое поколение – те, кто сейчас руководит функциями, но по своему потенциалу, способностям, динамике, возрасту отнюдь не слабее и хочет достичь того же, а может быть, и большего. Конкуренция, которая во всем мире является двигателем развития, есть и в России. Поэтому умные руководители, сделавшие свой бизнес сами, понимают, что сейчас нужно структурировать собственные знания и расширять представление о новых возможностях и идти вперед, иначе догонят конкуренты. Именно поэтому в последние несколько лет мы наблюдаем изменение отношения к бизнес-образованию. Люди идут в бизнес-школу не за «корочками», а за знаниями, практическими навыками и расширением круга общения.

 

 

«Управление персоналом»: Ваша оценка перспектив программ кредитования в сфере бизнес-образования?

 

– Программы кредитования образования существуют во всем мире. И в России такие программы должны развиваться как на уровне первого высшего образования, так и на уровне дополнительного образования для программ уровня МВА. О программе Еxecutive МВА мы не говорим, слушатели программы – люди состоятельные.

Мы работаем в направлении развития программы кредитования, и на сегодняшний день у нас подписано соглашение с банком «Сосьете Женераль Восток». Наши люди начинают постепенно привыкать брать кредит на образование. Вопрос в том, верит ли человек в то, что он победитель, что его инвестиции в собственные знания принесут отдачу, которая позволит окупить полученный кредит. Если человек верит в себя, то он активнее занимается и обычно становится более успешным. А если люди не верят в успех, боятся, что они не отдадут кредит, а собственных средств у них нет, в этом случае вряд ли им стоит идти в бизнес-образование. Быть менеджером может не каждый. По зарубежным исследованиям, лишь 7% населения имеют талант менеджера. Научиться этому нельзя, как нельзя стать вторым Ильей Репиным, Микеланджело или Пикассо. В бизнес-школы приходят талантливые люди. Из них мы отбираем успешных менеджеров. Нельзя сделать мраморную статую Аполлона из гипса, ее можно изваять только из мрамора. А вот помочь успешным менеджерам ускорить свое движение – призваны бизнес-школы.

Почему в ведущие школы бизнеса, как и в творческие вузы, существует некий конкурс? Это ваше право, вы можете прийти и на первое высшее образование, не имея склонности к менеджменту. Не имея слуха, вы можете окончить музыкальное училище. Из вас не получится композитор, но вы будете довольно бодро стучать по клавишам. Когда мы говорим об уровне программ МВА, то слушатели этих программ должны делать свой выбор осознанно. Не каждая кухарка может управлять государством. Если это происходит, государство получается плохое, и люди живут плохо.

Управление – это искусство. Можно научить много плохих управленцев. Хорошие управленцы получаются из тех, кому от бога дан такой талант, но этот талант получает дополнительный импульс через бизнес-школу. Бизнес-школа превращает алмаз в сверкающий бриллиант. Но сделать сверкающий бриллиант из кусочков кирпича невозможно.

 

 

«Управление персоналом»: В ИБДА не первый год существует программа выпуска собственных учебников. Как обстоят дела сегодня? Почему вы предпочитаете выпускать учебники под научной редакцией собственных преподавателей?

 

– Все серьезные бизнес-школы мира издают свои учебники. Вопрос даже не в том, что это должны быть самые лучшие учебники на национальном рынке. Вопрос в том, что у каждой школы есть индивидуальное лицо, и собственные программы должны обеспечиваться собственной учебно-методической базой. Одно из условий аккредитации российской программы МВА – это количество учебников с грифом Министерства образования. Это странно, поскольку гриф Минобразования существует для первого высшего образования. Для бизнес-образования нужны совсем иные учебники: учебники в форме самоучителей из-под пера очень знаменитых людей. Именно поэтому наш институт, как и большинство зарубежных бизнес-школ, в свое время начал деятельность по изданию серии собственных учебников. На сегодняшний день их более 20. Они покрыли наши ключевые потребности и дали возможность институту сделать качественные модульные программы для региональных руководителей.

Когда мы начали готовить наши модульные программы, то исходили из того, что это не должно быть классическое заочное обучение. В то же время это не совсем дистантное обучение, потому что люди должны встречаться, получить подпитку через обмен опытом, через контакты. Мы считаем, что модульные программы для регионов должны быть обеспечены нашей учебно-методической литературой, по которой слушатели смогут работать в промежутках между сессиями дистантно или в контактном варианте с использованием компьютера.

Мы гордимся, что у нас по модульным программам учатся представители 23 регионов страны. Причем востребованность модульных программ резко возросла в последние годы. Новая генерация российских менеджеров понимает, что хороших бизнес-школ в стране, к сожалению, не так много. Мы поняли, что выбрали правильный курс.

 

 

«Управление персоналом»: Что на сегодняшний день является предметом вашей особой заботы как ректора ИБДА?

 

– Сохранить в институте радостный дух свободного предпринимателя-победителя, человека, сделавшего себя, свою карьеру. Люди, которые через это прошли, знают, что это то, ради чего хочется жить, это то, почему, сделав открытие, Архимед выскочил из ванной с криком «Эврика!». Важно сохранить в институте этот дух новации, предприимчивости, который подпитывается нашими слушателями, ощущение востребованности, что мы делаем что-то очень важное для наших слушателей, для российского бизнеса, для нашей страны и для нас самих. Если нам удастся сохранить этот командный дух и тесную дружбу с нашими выпускниками, ощущение, что мы с ними одной крови и что счастье наших детей и внуков, процветание страны зависят от ребят, которые сегодня приходят к нам учиться, – работать ректором будет интересно. До тех пор, пока это есть, работа ректора – это вызов, когда есть что преодолевать, есть за что бороться. Если же будут стандарты, правила и дух государственного учреждения – то либо рынок, либо не рынок. По-другому быть не может.

 

 

«Управление персоналом»: А выбор России – это рынок?

 

– Я не могу сказать, победит ли рынок в России. Могу сказать следующее: если в России в очередной раз руководить бизнесом будут носители автаркических идей и генералитет, страна в очередной раз незаметно въедет в долгий период застоя, и тяжелый период последнего десятилетия, который мы переболели, придется проходить заново. Я очень надеюсь, что этого не произойдет, ибо все страны мира, которые называют себя цивилизованными, с наиболее высоким уровнем жизни – это страны с рыночной экономикой и с демократическим политическим устройством. Наверное, исключения есть, но они подтверждают правило.

Второй момент. Среди самых бедных стран, которым ничего не удается, пожалуй, нет ни одной демократической страны, и везде управляют люди, которые считают, что сверху можно решать все.

Я думаю, что будущее нашей страны должно быть связано с рынком. Средний класс, который составляет костяк любого общества и любого демократического режима, по результатам последних исследований в нашей стране уже составляет около 15%, а 5 лет назад эта цифра была на уровне 8%. Хотя 15% мало, нужно 60%, но, согласитесь,
15% – это намного больше, чем 8%.

 

 

«Управление персоналом»: Совсем скоро в ИБДА состоятся традиционные Дни открытых дверей. Пожалуйста, расскажите об этих встречах.

 

– Дни открытых дверей проводятся всеми ведущими мировыми школами бизнеса. При нынешних ценах на наши программы люди, которые принимают решение идти к нам, будут инвестировать свое время и деньги, потому что ключевые программы дополнительного образования длятся два года. В таких случаях лучше пощупать товар со всех сторон.

На эти встречи мы стараемся пригласить наших выпускников. Практика показывает, что после окончания официальной части Дня открытых дверей на долю выпускников выпадает вопросов намного больше, чем на долю ректора или деканов. Причем если нам вопросы задают в первую очередь родители, то выпускникам вопросы задают потенциальные учащиеся.

То же самое касается наших ключевых программ МВА, Ехесutive МВА и программ профессиональной переподготовки для директоров по экономике и финансам. Мы приглашаем наших выпускников, чтобы те, кто собирается к нам поступать, могли расспросить их о том, как построен учебный процесс, какова пропорция между очень сильными преподавателями и теми, лекции которых, к сожалению, не понравились, насколько реально можно продвинуться по карьерной лестнице, можно ли заручиться новыми карьерными связями, существует ли взаимосвязь между деятельностью различных групп, есть ли традиции встречи выпускников и множество других вопросов. Практика показывает, что на Днях открытых дверей выступления наших студентов и выпускников встречают с очень большим интересом.

Идею проведения таких дней мы позаимствовали у Дьюка Фьюкуа. Его программы ЕМВА довольно дороги. Мы очень дружим с этой бизнес-школой, и когда были приглашены на День открытых дверей, то стали свидетелями того, что в качестве докладчиков выступали только выпускники. Так с самого начала встречи был налажен прямой поток обмена информацией. Вот у таких конкурентов мы учимся. Помните, как у Маяковского:

– Любить –

Это с простынь,

Бессонницей рваных,

Вскочить,

Ревнуя к Копернику.

Его,

А не мужа Марьи Ивановны,

Считать своим соперником.

 

Приглашаем всех, кому интересен опыт нашего института, кто нацелен на успех в бизнесе, на Дни открытых дверей, которые будут проходить:

– 12 сентября – на программе МВА и Executive МВА «Стратегическое управление»;

– 15 сентября – на программе профессиональной переподготовки «Директор по экономике и финансам»;

– 21 сентября – на программе Executive МВА Антверпенского университета.

 

«Управление персоналом»: Спасибо.