Бизнес — искусство, наука, опыт

Бизнес — искусство, наука, опыт

«Добавляя в бизнес, добавляешь себе, работа становится снова интересной».

Ольга Никитина:

— Мой бизнес зарождался в лихие 90-е. Тогда сама жизнь заставляла нас развиваться, учиться мыслить по-другому, открывать для себя что-то новое. В свое время мне пришлось получить дополнительно к первому еще два высших образования, изучить немало книг и специализированных журналов, посетить не один семинар. Полезен был и опыт зарубежных партнеров. Я впитывала знания как губка, пыталась учиться на чужих ошибках, но приходилось и на своих. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Сама жизнь учила строить свой бизнес, самостоятельно вставать на ноги.

Татьяна Шваб:

— Сама жизнь научила меня работать в бизнесе. Есть цели, которые в определенный промежуток времени человек не осознает, потому что они не всегда лежат на поверхности. Но что бы ни происходило, нет случайностей, есть закономерности. Я не считаю себя супербизнесменом. Мне кажется, если человек начинает слишком высоко себя оценивать, он тут же и заканчивается как профессионал. Очень важно все время расти и искать стимулы для этого. Эйфория не должна затмевать стремления к развитию. Что еще? Надо ценить и уважать людей, чтобы от тебя исходило созидание и окружающие это чувствовали. Это не просто, но и не невозможно. Важно, чтобы людям было комфортно работать рядом с тобой, вне зависимости от того, какую нишу в компании они занимают. Без этого бизнес просто не строится.

Я люблю читать бизнес-литературу, прошла бесконечное число мастер-классов. Есть пословица: умный учится на чужих ошибках, а дурак не учится совсем. Хочу еще сказать, что время определяет род занятий. Было бы другое время, занималась бы чем-то другим. Я сейчас активно стала заниматься недвижимостью. Несмотря на то, что мое первое образование было получено в строительном вузе, я четко понимаю, что мне сейчас надо дополнить свои знания, посетив определенные курсы, тренинги, мастер-классы, прежде всего по действующему законодательству в этой отрасли.

Сергей Кудрин:

— К счастью, у меня немалый опыт работы в телекоммуникационной отрасли. Начинал я инженером. Когда узнал, как все устроено и работает, мне достаточно легко удалось перейти в коммерческий департамент. Ведь проще продавать то, о чем ты все знаешь. У меня был случай, когда наша компания выиграла крупный тендер, хотя среди компаний, претендовавших на победу, были настоящие «монстры» телекоммуникационного рынка России. Так случилось, что человек, который должен был принять решение о выборе поставщика телекоммуникационных услуг, не разбирался в этих услугах. Я приехал и на пальцах ему объяснил, как это работает, нарисовал схему на бумажке. И он сказал: «Представляешь, ты первый, кто мне объяснил, как это устроено и как это работает!» В результате «Зебра Телеком» подписала с этой компанией выгодный долгосрочный контракт и до сих пор с ней работает.

Александр Киселев:

— Есть несколько качеств, которые помогли мне стать руководителем. Во-первых, есть такое понятие, как «лояльность к бизнесу», у меня оно перерастает в понятие «преданность». Если у тебя налаженные отношения с акционерами бизнеса, если ты чувствуешь себя в этой компании очень хорошо, то ты должен быть предан этому бизнесу, и эта преданность сказывается на всех твоих действиях. Отсюда, наверное, вытекает и понятие честности. Руководитель, прежде всего, должен быть честным и открытым, пусть даже иногда сильно демократичным по отношению к сотрудникам и акционерам. Честность, открытость и преданность делу. Все остальное — профессиональное и приходит со временем. В данном бизнесе работаю уже седьмой год, наверное, это тоже определенный показатель моих качеств.

Возможно, однообразная работа для кого-то — это стоять у станка каждый день, а для меня через несколько лет, когда бизнес уже имеет свою направленность, свои рынки, своих клиентов, тоже возникает понятие однообразности. Определенные этапы — изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год — складываются в определенные последовательности. От этого немного устаешь, и хочется внести в бизнес что-то новое. Хочется добавить какие-то новые процессы, и я постоянно о них акционерам говорю. Мы в этом году планируем расширять производственные мощности, частично диверсифицироваться на новые рынки.

Нужно что-то добавлять в бизнес. Добавляя в бизнес, добавляешь себе, работа становится снова интересной. Сложившийся опыт научил доверять, но проверять, не быть наивным. Опыт всегда много приносит, так как есть вещи, которые невозможно изучить в теории. Есть вещи, которые люди понимают только на собственном опыте и собственных ошибках.

Много дает процесс самообучения, как говорится, нет предела совершенству. Совершенствуйся!

Татьяна Фомина:

— 25 лет работы в этой отрасли, они чему-то научили, бесспорно.

При социализме была коронная фраза: «Если не я, то кто же?» — и именно активная жизненная позиция помогла мне в карьере.

Половину жизни ты работаешь на авторитет, вторую половину жизни авторитет работает на тебя. И уже подошло то время, когда наработанный опыт начинает давать отдачу. Но я не хочу сказать, что все знаю, я всегда учусь. Для того чтобы оперативно реагировать на изменения, руководитель должен владеть информацией. На семинарах, ярмарках, в литературе — информации достаточно, главное — уметь ее анализировать и прогнозировать. А тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Это неоспоримая аксиома.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом