Кто и как преподает на MBA

Кто и как преподает на MBA

Игорь Владимирович Колтунов, директор консалтинговой фирмы «Колтунов и партнеры», член Ассоциации независимых директоров, президент Нижегородской гильдии профессиональных консультантов, член Комитета по исследованию проблем конкуренции при торгово-промышленной палате Нижегородской области, кандидат экономических наук, доцент

Маркетинговое агентство журнала уже два месяца проводит новое исследование КТО И КАК ПРЕПОДАЕТ НА МВА?

Цель исследования — выявить лучшие бизнес-школы по такому критерию, как количество и уровень преподавателей-бизнесменов. Первые несколько бизнес-школ, предоставивших нам списки таких спикеров, нас не разочаровали — это 25–30 интересных и нередко весьма известных бизнесменов, топ-менеджеров узнаваемых на рынке компаний, владельцев консалтинговых фирм…

С этого номера мы начинаем серию публикаций с преподавателями-практиками с целью предоставления читателям большей информации о дополнительном бизнес-образовании в России, что, надеемся, поможет вам делать более взвешенные выводы и принимать верные решения…

Что Вам дает практика преподавания на МВА?

— Есть такой очень старый анекдот. Профессор объясняет студентам теорему. Один раз объяснил — не понимают. Второй раз объяснил — не понимают. Третий раз объяснил — сам понял. А студенты не понимают… Преподавание по программе МВА неизбежно заставляет меня укладывать все знания в систему, постоянно держать себя в тонусе. Ведь ученики-бизнесмены некомпетентности не прощают. Я стал замечать, что в последнее время очень часто, когда клиенты приходят на консультацию, я заглядываю не в справочники или в «КонсультантПлюс», а в свое пособие по курсу «Корпоративное управление». Это пособие я перерабатываю по нескольку раз в год: перед каждым «выходом на сцену». Второе важное преимущество преподавания на МВА заключается в том, что часть учеников потом становятся клиентами нашей консалтинговой фирмы. Преподавание в бизнес-школах помогает продвигаться и лидировать на рынке консалтинговых услуг.

Чему особенно стоит учить слушателей?

— В замечательном советском фильме «Офицеры» командир пограничной заставы, бывший офицер царской армии Георгий Петрович, отчитывая молодого и горячего командира взвода Ивана Вараву, говорит: «Командир должен думать, а не просто шашкой махать…» Этот подход в полной мере относится к подготовке специалистов по программе МВА.

Предпринимателям надо развивать и защищать свой бизнес. Для этого они должны учиться нестандартно мыслить, находить оригинальные решения. Простой пример: многие бизнесмены, являясь совладельцами в обществах с ограниченной ответственностью, не знают, что в этой организационно-правовой форме возможно голосование и выплата дохода непропорционально долям участников в уставном капитале. Вообще для многих полной неожиданностью является наличие в корпоративном законодательстве так называемых диспозитивных норм, позволяющих субъектам правоотношений самим выбирать самые разнообразные варианты поведения в рамках тех границ, которые установлены законом. Читая курс «корпоративное управление», а также два спецкурса «особенности корпоративного управления в обществах с ограниченной ответственностью» и «корпоративные конфликты и безопасность бизнеса», я всегда пытаюсь показать слушателям многовариантность развития событий. Выбрать правильный вариант — это и есть высший пилотаж в бизнесе. Сделать это должен собственник, а помочь ему может хороший консультант.

Чему их стоит переучивать?

— Маститых бизнесменов, которые уже многого добились в жизни и в бизнесе, которые считают, что они всегда правы, нужно отучать от привычек и стереотипов. Стандартные варианты поведения вполне допустимы в условиях спокойно растущей экономики. Но они абсолютно не работают в кризисных ситуациях. Перешагнуть через себя бывает очень сложно, но необходимо. Задача преподавателя в бизнес-школе — помочь это сделать, причем помочь очень тактично.

Молодых и резвых предпринимателей, да простят они меня за такое определение, следует, наоборот, отучать от анархизма и приучать к системности и порядку. У них очень развит правовой нигилизм, который может в любой момент привести к непоправимым последствиям, к потере всего бизнеса. Начинающим предпринимателям следует учиться системно мыслить, увязывать в единое целое знания, полученные различным путем: как на практике, так и при обучении по программе МВА. Приведите наиболее интересные и важные примеры обучения из Вашего опыта.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом