Закормленная кадрами Москва… работает под потолками Armstrong

Автор: С.Якунин

Закормленная кадрами Москва… работает под потолками Armstrong

Подходит ли поговорка «Тише едешь — дальше будешь» к бизнесу? Принято считать, что нет. Идеал таков: лидеры должны быть жесткими, ловящими цель на лету, одинокими волками. Кто не таков, страшно сказать, неэффективен. Журнал «УП» взял интервью у генерального директора и главы представительства Armstrong World Industries в СНГ Сергея Якунина, являющего собой противоположный пример руководителя. Так чья тактика жизнеспособнее?

Москва, закормленная кадрами

— В Москве очень трудно найти хороший персонал. Москва слишком избалована и закормлена, — утверждает Сергей Якунин. — Если вы имеете дело с людьми за сорок — сорок пять, то у них нет проблем с образованием, с ответственностью, но есть проблемы с расстановкой приоритетов. Им нужно обязательно взять три дня в мае, чтобы поехать посадить картошку... Этим людям сложно вписаться в западную компанию. Если вы имеете дело с молодыми сотрудниками, то сталкиваетесь с проблемами совершенно другого рода: с безответственностью, с непониманием молодыми сотрудниками того, что они делают в жизни, с огромными проблемами с образованием. Четыре года назад мы вынуждены были ввести диктант при поступлении на работу, потому что, когда я увидел письма, которые эти люди пишут, мне стало дурно.

При отборе персонала в компанию Armstrong серьезное внимание обращают на то, какой вуз окончил молодой специалист. Если это, например, Бауманский институт в Москве, совершенно неважно, на какую позицию человек претендует. Такой диплом — свидетельство определенного уровня сознательности и способности работать, — считает генеральный директор компании. — А если приходит выпускник Международной академии бизнеса, права и благоденствия, к нему будет немного другое отношение. К новым вузам вообще лучше относиться настороженно, — продолжает он.

Нули не знают логарифмов

— Мы всегда заранее стараемся понять, какие задачи должен решать новый сотрудник, какими качествами, опытом, образованием он должен обладать и с помощью каких вопросов или тестов это можно выявить. Но промахи, явные и неявные, все равно бывают, — признается Сергей Якунин.

Вот один из них: кандидат тщательно подготовился к интервью, знал, как его проходить, и в итоге был принят на работу. Результат оказался печальным.

— Сказать, что этот человек был нулем, — ничего не сказать, он был отрицательной величиной как работник. Получил серьезное инженерное образование, но не мог ответить, чему равен логарифм восьми по основанию два. Это мы потом выяснили. Мы объяснили человеку, что он все равно здесь работать не сможет — и он ушел, — описывает ситуацию управляющий бизнесом. Не ищите ярких решений — Лидер не должен «высовы- ваться». Он должен верить не в революцию, а в маховик, который постепенно раскручивается, — Сергей Якунин во многом разделяет взгляды Джима Коллинза на управление бизнесом и людьми, изложенные в книге «From Good to Great». — Надо делать какие-то маленькие вещи каждый день — и колесо начнет двигаться. Помыли окна, провели тренинг для персонала, позаботились о том, что есть мыло в туалете, сократили количество потерянных клиентов… Каждый день какие-то маленькие улучшения — в итоге колесо раскручивается. Эволюция, а не революция. И еще: лидер должен все время подчеркивать, что достижения сделаны не им, а командой. Генерал без армии — это ничего не значащий генерал. Важно не искать ярких решений в бизнесе, а понять несколько базовых показателей в этой отрасли и их улучшать.

Это противоположно тому, как тот же Дональд Трамп пытается изображать свое величие, — запускает шпильку в адрес другого гуру маркетинга господин Якунин. — Господин Трамп — вообще не самый мой любимый персонаж в бизнесе. Лидер не должен страдать от комплексов нарциссизма, что он великий и непонятый гений, да ерунда!

Гиацинт на постаменте

С утверждением Трампа, что лидеры всегда одиноки, Сергей Якунин тоже не согласен: — Лидер одинок, если он хочет быть одиноким, если он непонятый Гиацинт на большом гранитном постаменте. Это не мой стиль, я проповедую абсолютно другую религию. У меня много друзей, но, к сожалению, не всегда хватает времени на общение с ними. Мне интересно еще и дружить с коллегами по бизнесу. Это люди, проблемы которых мне понятны, это наемные менеджеры, как и я. Конечно, должна быть еще и личная приязнь, и мне неважно, что это конкурент, мне есть о чем с ним поговорить, есть чем поделиться. Вне всякого сомнения, такая дружба помогает.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом