Эксперт — это человек, который совершил много ошибок, извлек уроки и получил большой опыт

Автор: Ричард ван Вагенинген,Вилли Пауль

Эксперт — это человек, который совершил много ошибок, извлек уроки и получил большой опыт

Двое топ-менеджеров-иностранцев, работающих в России, но выросших в Европе, поделились с своим взглядом на пути достижения успеха, своим отношением к подбору персонала. Их принципы во многом знакомы по западным бизнес-книгам и в то же время отличаются друг от друга. Возможно, в России нужен третий путь.

Ричард ван Вагенинген, генеральный директор Linxtelecom в России

Бизнес отнимает много времени — практически не остается возможности полноценно отдыхать, развивать дружеские отношения. Тем не менее у лидера могут быть друзья, с которыми он не будет ощущать свое одиночество. А вот внутри своей компании лидер, да, одинок: многие вопросы он не может обсуждать с сотрудниками.

1. Я люблю честных людей

Чем дольше замалчиваешь проблему, тем больше она становится. Я вспоминаю одну историю. В одном из наших помещений в стене появилась небольшая трещина, через которую просачивалась вода. Когда на полу появилась маленькая лужа, все промолчали. Через месяц нам пришлось иметь дело с озером. Именно поэтому я ценю честных людей, способных ошибаться, признавать свои ошибки и учиться на них. Знаете, кто такой эксперт? Человек, который совершил много ошибок, извлек уроки и получил большой опыт.

Я уверен, что мой успех полностью зависит от моих сотрудников, поэтому тщательно подбираю хороших людей с квалификацией, опытом и искоркой в глазах.

2. Реагируйте предсказуемо

Я предпочитаю открытость в общении: если человек совершил ошибку, он может легко мне об этом сказать, потому что знает, что я отреагирую спокойно и не буду махать руками.

3. Образование не критерий

Мне важен природный ум. Я встречал не очень умных людей, получивших образование. И в то же время я по-настоящему восхищаюсь Стивом Джобсом, возглавляющим крупную успешную компанию, а между тем он даже школу не окончил.

Я считаю, что образование необходимо ценить еще и как процесс, поскольку пока ты учишься, ты не только приобретаешь знания, но и учишься думать. И, конечно, получая МВА, нужно понимать, зачем ты это делаешь. Например, я после получения образования прошел стажировку в Америке, после чего смог работать в разных странах. А если цель — образование ради образования, то оно редко того стоит.

4. Человек либо подходит компании, либо нет

Когда я подбираю сотрудника для себя, то никогда не ошибаюсь. Если возникают сомнения, шанс давать не стоит. Перед тем как назначить встречу, я смотрю резюме. Если время работы в одной компании составляет пять и более лет, я изучаю, развивалась ли компания на протяжении этого времени, какими проектами может гордиться соискатель, чему новому он научился, какие знания приобрел.

На собеседовании стараюсь пообщаться с человеком, метод «вопрос — ответ, вопрос — ответ» мне не подходит. Я довольно часто задаю кандидатам посторонние вопросы, например, есть ли у них хобби, чем они интересуются в жизни. Эти вопросы помогают человеку расслабиться и раскрыться с новой стороны.

5. Спрашивайте сотрудников, чем их мотивировать

Часто думают, что сотрудники хотят только большую зарплату. Но наше богатство составляют не только деньги. Один мечтает больше времени проводить на природе с семьей, другой — овладеть новым ремеслом. Я вспоминаю один случай. В нашей компании работала очень хорошая, высококвалифицированная сотрудница, которую я не хотел потерять. На тот момент ее не совсем устраивала работа, и однажды я поинтересовался: «Чем бы ты хотела заниматься в жизни?» Оказалось, она давно мечтала научиться играть на пианино. Я оплатил ей уроки, она была очень довольна, хотя думала, что ее мечта уже никогда не осуществится, и осталась работать в нашей компании. Деньги, которые я заплатил за обучение этой сотрудницы, незначительны, я потерял бы намного больше в случае ее увольнения, ведь сначала пришлось бы искать сотрудника, а потом — обучать с нуля.

6. Награда должна быть индивидуальной

Премии — это более мощный стимул, чем штрафы. Если штрафовать сотрудников за ошибки, то через какое-то время сотрудники начнут хитрить, замалчивать ошибки и проблемы или же перекладывать ответственность на других. А если признать ошибку вовремя, можно предотвратить появление проблем. Но для этого нужно уметь правильно себя вести. Люди не должны бояться, что их накажут.

Можно отпустить домой пораньше или дать день отпуска. Среди других вариантов — оплатить обучение сотрудника, чтобы повысить его квалификацию и помочь в построении карьеры, если он к этому по-настоящему стремится. Или, например, в одной из компаний, где я работал, я оплачивал медицинские страховки для несовершеннолетних детей сотрудников. Индивидуальный подход к каждому сотруднику — залог того, что похвала и одобрение будут оценены по достоинству, тогда как повышение зарплаты не всегда попадет точно в цель.

7. Ищите обходные пути

Если я увижу, что на моем пути стоит стена, то не буду карабкаться по ней. Поищу другой путь или изменю свои цели. Возможно, цель, к которой я иду, не является самой лучшей.

8. Отдыхайте!

Я стараюсь отдыхать не только во время отпуска, но и во время рабочего дня. Например,могу провести рабочую встречу не в офисной обстановке, а, например, где-нибудь на природе, в лодке на берегу реки. Это позволяет проводить рабочее время более качественно. В офисе должно быть комфортно, чтобы было приятно работать.В детстве я мечтал о мерседесе. Сейчас на материальные вещи смотрю намного проще, и мне намного важнее получать удовольствие от того, что я делаю.

9. Отказывая, сохраняйте хорошие отношения

Если приходится отказывать, я просто объясню, почему я это делаю. Потому что иногда, например, не знаю полной картины и не представляю последствий. А во-вторых, ты не знаешь, где человек будет завтра.

10. Любите людей

Мне нравятся люди. Особенно я ценю энтузиастов, которые верят и в себя, и в компанию. Конечно, зарплату любит получать каждый, однако довольно часто сотрудник уходит из компании только потому, что там нет условий для развития и огонек в его глазах потух.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом