Корпоративный Конфуций, или На службе у благородного мужа

Корпоративный Конфуций, или На службе у благородного мужа

Ф. Кульпин

Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти. Конфуций

Если задать руководителю, казалось бы, банальный вопрос, что из себя сегодня представляет помощник руководителя, то мы получим отнюдь небанальный ответ, а все потому, что топ-менеджеры понимают, насколько важно осознать и грамотно сформулировать главные обязанности своих помощников, в руках которых находится репутация не только босса, но и всей компании.

Сейчас организации переживают не лучшие времена. Кризис требует быстрой отдачи, молниеносного реагирования и правильного решения руководителей, но они не застрахованы от ошибок и порой их решения оказываются катастрофическими. Для того чтобы минимизировать количество ошибок руководителей, организациям и самим топ-менеджерам нужны помощники, или «корпоративные Конфуции», современные, энергичные молодые люди, которые несут в себе не только знания, но и психологическую составляющую «восточной середины». Умение этих людей заключается в том, чтобы создавать благоприятную атмосферу внутри, в сознании руководителей. Такой подход способствует выбору правильного пути для принятия эффективного решения и выхода из сложной ситуации.

Западное инь-янь

Когда просматриваешь основные требования работодателя к должности «помощник руководителя», могут возникнуть ощущения дежавю или просто недопонимания. Как так получилось, что в XXI веке в России настолько неосознанно и с халтурой подходят к определению помощника руководителя и приравнива ют его к секретарю? В западном корпоративном мире эти два понятия «помощник» и «секретарь» уже давно идут разной дорогой, но прекрасно уживаются под общим крылом компании; у каждого из них есть своя миссия, но они являются частью общей мозаики «гнезда» организации. Сначала может показаться, что их род деятельности пересекается, как например, пиар и реклама, но единственное, что связывает эти медийные термины, это то, что они являются элементами ИМК.

Коротко говоря, такое «пересечение» не больше чем иллюзия. Для многих руководителей эти иллюзии стали делом бытовым, привычным. Причем иллюзии (назовем их «корпоративные иллюзии») со временем распространяются как вирус и превращаются в болезнь, а болезнь, как известно, уже затрагивает материальный мир и может нанести ощутимый вред имиджу организации. Есть одна очень распространенная ситуация: журналист звонит в компанию, чтобы договориться об интервью с каким-либо руководителем.

Логичнее всего позвонить пиар-менеджеру или помощнику. Но каково становится журналисту, когда его соединяют с главным секретарем или еще кем-нибудь. Потом оказывается, что главный секретарь — это всего лишь «формальный статус», на самом деле он является и ответственным лицом в организации, и пиар-менеджером, и пресс-секретарем, и маркетологом и т. д. Если журналист представляет какое-либо авторитетное издание, то нередко отказывается брать интервью — мнение журналиста (и всего издания) о компании стремительно падает к значению «ноль» или, что еще хуже, опускается ниже.

Такие болезни сейчас не редкость. Конечно, все обвинения можно бросать в сторону кризиса, но похожие случаи бывали и до него. Здесь дело заключается не в финансовых трудностях, а скорее в корпоративной этике, так как зачастую некоторые руководители игнорируют элементы корпоративной культуры, уставы организации и т. п.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что несоблюдение элементарных правил менеджмента — таких, как например, «знание у кого какие обязанности» — не освобождает от ответственности. Для того чтобы лучше понять основной род деятельности помощника и выявить его характерные особенности, необходимо провести сравнительный анализ с наиболее часто путаемой профессией «секретарь».

Пункт помощника руководителя «Психологическая поддержка» будет рассмотрен чуть позже, а пока следует обратить внимание на стандартные характеристики. Заранее следует заметить, что говорить о той или иной весомости какой-либо из профессий в организации не имеет смысла, т. к. любая должность в организации позиционирует себя как часть целого и тем самым оправдывает свою уникальность и значимость.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом