Десять заповедей, которые должен нарушить бизнес-лидер

Десять заповедей, которые должен нарушить бизнес-лидер

Главная проблема не в том, думают ли наши машины, а в том, думает ли человек. Берроуз Фредерик Скиннер, американский психолог-бихевиорист

Человеческое общество одержимо технологиями, и в определенном смысле это хорошо, поскольку именно благодаря технологиям человек сделал много полезных открытий и предложил замечательные усовершенствования. Великий мыслитель прошлого Эдисон, например, дал нам электрическую лампочку, а современные ученые и изобретатели обеспечили немыслимыми ранее возможностями вычислительной техники. Ричард ДеМилло, декан компьютерного колледжа при Технологическом институте Джорджии, утверждает: мы живем в принципиально новую эру — эру инноваций. И действительно, мир вокруг нас изменяется так стремительно, что я почти уверен: большинство моих ссылок на технологические новинки в этой книге на момент ее выхода в свет уже безнадежно устареют.

Но использовать новейшие технологии просто потому, что мы можем это сделать, вовсе не означает, что это делать нужно. Поступая так, мы нередко усложняем себе жизнь, не получая никаких ощутимых преимуществ; по сути, иногда это приводит лишь к дополнительным неудобствам или ущербу. Например, мой автомобиль продавался со справочником в 712 страниц, а обычное радио в автомобиле снабжено таким количеством элементов управления и настроек, что включить радио довольно трудно, а выключить еще труднее. Без сомнения, это не облегчает жизнь автолюбителю, а приводит к совершенно противоположным результатам.

В машине моей мечты у радио всего два элемента управления: первый — для включения прибора и регулировки звука, второй — чтобы, просто повернув ручку, за считанные секунды переключить радио на нужную станцию. А если повернуть ручку еще немного, переключишься на другую волну. И так далее. Однако, боюсь, нам до такой продвинутой разработки еще очень далеко. Но сильнее всего технологии поработили человека в сфере коммуникаций.

Сегодня в нашем распоряжении килобайты, мегабайты, гигабайты, терабайты, петабайты, экзабайты, секстибайты и септибайты информации — байтов становится все больше и больше… И кто знает, сколько еще это будет продолжаться?

Нам говорят: людям нужно все больше информации. По сути, считается, что мы живем в век информации. Но это не так. Мы живем в век данных. Мы получаем их постоянно, 24 часа в сутки. Данных становится все больше и больше, они поступают быстрее и быстрее и со всех сторон. По оценке специалистов, в мире каждый день отправляют больше шестидесяти миллиардов электронных писем. А к тому времени, когда вы прочитаете эти строки, цифра, вероятно, достигнет нескольких триллионов. И это не считая телефонных звонков, которыми мы сегодня обмениваемся в таком заоблачном количестве, что любые предположения относительно их числа просто бессмысленны.

Мы общаемся, общаемся и общаемся, реагируя мгновенно, словно автоматы, и высвобождая в ответ свой поток сознания, который лишь добавляет в массы обмениваемых данных дополнительную струю — и все это делаем, преимущественно ничего особо не обдумывая. Ведь никто из нас не может похвастаться, что время от времени садится, закрывает дверь, отключает телефон и прочие средства коммуникации и хотя бы несколько минут спокойно обдумывает полученные за последнее время сведения. В своей книге «О дивный новый мир», опубликованной еще в 1932 году, Олдос Хаксли писал: «Люди никогда не остаются одни… Мы заставляем их ненавидеть уединение и все больше устраиваем их жизнь так, чтобы оно стало для них чем-то совершенно невозможным».

В 2006 и 2007 годах многих бизнесменов страшила вовсе не мысль о неудаче на рынке и не о прочих не менее катастрофических вещах. Бизнесмены боялись, что (не дай бог!) куда-нибудь денется беспроводное карманное устройство для корпоративного общения BlackBerry.

Сегодня над американцами нависла серьезная угроза: мы можем превратиться в нацию страдающих косоглазием горбунов, ведь куда ни глянь, все сидят, скрючившись, над этим и подобными ему малюсенькими приспособлениями, получая новые сведения откуда угодно, от кого угодно и о чем угодно.

Я, например, не имею ни малейшего представления, как в итоге на нас всех может сказаться интерактивное сетевое общение в MySpace или Facebook. Возможно, это влияние окажется в высшей степени позитивным. Надеюсь, что будет так. Однако, по мере того как мы продолжаем в корне менять природу человеческого взаимодействия, мы все больше превращаем электронную почту в инструмент сенсорной перегрузки в комбинации с сенсорной депривацией (снижение чувствительности органов чувств человека).

Мы теряем способность общаться с другими людьми обычным способом. Это особенно заметно на примере наших детей. Очень многие современные дети, играя, не просто играют. Их существование систематизировано, и даже время игр четко расписано — слов-
но график встреч какого-нибудь серьезного бизнесмена. Собравшись вместе, дети нередко даже не смотрят друг на друга — сидят, уставившись на экраны все тех же малюсеньких умных электронных приспособлений, с ними и играют.

В одной рекламе фирмы Panasonic, опубликованной в глянцевом журнале, изображался сидящий в машине человек, который печатал на лэптопе следующие слова: «Это не просто лэптоп. Это то, что заставляет вашего водителя сделать вокруг здания несколько лишних кругов, пока вы не отправите еще пару-другую электронных писем».

Представляете, каково работать у такого человека в подчинении? Слава богу, это вымышленный персонаж, порождение фантазии рекламного агентства Panasonic.

Всеобщая пагубная страсть к бесчисленным необработанным данным, которые у нас совершенно нет времени обдумать хоть минуту, чревата тремя серьезными проблемами.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом