Наше бизнес-образование очень далеко от идеала

Наше бизнес-образование очень далеко от идеала

Антон Панфилов

  • Советник первого заместителя генерального директора ОАО «Связьинвест». Руководитель проекта создания единого распределенного центра обработки данных.
  • Бизнес-консультант. Независимый член совета директоров ряда производственных и торговых компаний.
  • Преподаватель курсов «Стратегическое управление» и «Управление бизнес-процессами» в ведущих бизнес-школах: ИБДА, ИНЭС и др.

Маркетинговое агентство журнала Управление персоналом уже два месяца проводит новое исследование КТО И КАК ПРЕПОДАЕТ НА МВА?

Цель исследования — выявить лучшие бизнес-школы по такому критерию, как количество и уровень преподавателей-бизнесменов.

Первые несколько бизнес-школ, предоставивших нам списки таких спикеров, нас не разочаровали — это 25–30 интересных и нередко весьма известных бизнесменов, топ-менеджеров узнаваемых на рынке компаний, владельцев консалтинговых фирм… Мы продолжаем серию публикаций с преподавателями-практиками с целью предоставления читателям большей информации о дополнительном бизнес-образовании в России, что, надеемся, поможет вам делать более взвешенные выводы и принимать верные решения…

Технология модерации

При разработке стратегических управленческих решений и решений по совершенствованию деятельности существуют два полярных подхода. При первом подходе работа выполняется преимущественно силами консультантов. Менеджмент в этом процессе выступает в основном в роли пассивных участников. При втором подходе решения разрабатываются менеджментом самостоятельно, без привлечения консультантов. Как говорится, крайности плохи. Для первого подхода можно выделить два ключевых недостатка. Менеджмент далеко не всегда ассоциирует себя с разработанным решением, а некоторые менеджеры иногда попросту открыто или скрыто саботируют процесс его создания. Кроме того, не происходит в необходимом объеме передача знаний, опыта и технологий от консультантов, а ведь одна из ключевых задач развития современных компаний — это как раз увеличение информационного и организационного потенциала. Второй подход, при котором менеджмент решает задачи самостоятельно, без привлечения консультантов, также имеет свои недостатки. Даже при условии большой работоспособности менеджмента и наличия знаний об отрасли, отсутствие технологически корректного подхода к решению стратегических задач существенно снижает качество разрабатываемых решений. Так как же делать правильно? Истина, по-видимому, находится где-то посередине.

Для разработки качественного управленческого решения необходимы три ключевые составляющие: наличие информации, управленческие технологии и непосредственно «руки», которые совместят первое со вторым для выработки решения. Успех, на мой взгляд, зависит от правильного распределения ролей, при котором сотрудники компании задействованы во всех трех элементах: предоставляют информацию, участвуют в адаптации технологии для ситуации в компании и работают руками. При таком подходе в проект привносится такой элемент, как рабочие семинары, на которых вырабатываются согласованные решения. Основная роль консультантов на таких семинарах заключается в модерации, т. е. руководстве процессом разработки участниками семинара качественного и согласованного решения.

В ходе работы с различными компаниями с применением технологии модерации появились кейсы, которые я использую в процессе обучения. Кейсы направлены на то, чтобы, модерируя решение задачи с аудиторией, приходить к качественному, согласованному решению. Так, в своем курсе по разработке системы стратегического управления я как раз использую кейс, при решении которого я выступаю в роли модератора. Такой подход позволяет слушателям глубже понять технологическую часть вопроса и оперативно приходить к согласованному в группе решению.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом