У человека должна быть картинка: что я хочу?

У человека должна быть картинка: что я хочу?

Увидеть горизонт вместе с Валерием Максимовым Навыковые тренинги, с которых я когда-то начинал, помогли мне обратить внимание на то, что для результативной работы на самом деле не столь важно наличие этих самых навыков. На первый план выходит внутренняя профессиональная позиция человека, его отношение к делу. В том числе это и ответы на вопросы: что я делаю в этой профессии, зачем я здесь? И сейчас в навыковых тренингах для меня более важен уровень профессиональной позиции, целей, которые человек ставит.

В 2009 году в самый пик кризиса мы активно проводили тренинги продаж с самыми разными заказчиками. У опытных продавцов, казалось бы, все навыки отработаны. Поэтому неожиданностью был максимальный провал в продажах именно у этих продавцов. А они просто вовремя не успели измениться, прежние технологии в новых условиях уже не работали. Получается, что их опыт скорее мешал, так как на него невозможно опереться. Недавно я стал невольным свидетелем занимательной сцены в банке (приехал минут за 10 до закрытия). Ближайший ко мне специалист работал с претензией: что-то неправильно начислили и т. д. Мужчина средних лет раза три с жаром рассказал свою историю, в то время как банковский работник была максимально нейтральна (формально придраться к ней было невозможно). Когда мужчина в четвертый раз начал повторять историю — уже минут 20 как отделение должно было закрыться. Понятно, что этот лед и пламень еще долго бы продолжали искать общий язык, поэтому я просто не вытерпел и попросил банковского работника хоть как-то отреагировать на то, что происходит. Когда нет эмоционального включения, даже простейшие навыки работы с претензией, как например, посочувствовать, предложить какой-то вариант, уточнить, — не работают. Если человек понимает, зачем он здесь, то даже у людей, которых ничему не учили, есть крепкое профессиональное ядро. Как только что-то меняется во внутренней установке — появляется горизонт.

Даже в рамках такой темы, как управление стрессами, приходится сталкиваться с тем, что ради достижения сиюминутного результата люди жертвуют здоровьем, развитием, возможностями. У специалиста должна быть своя стратегия, как сбрасывать напряжение, что делать с усталостью. Часто тренинги управления стрессом, тайм-менеджмент — великолепная возможность остановиться и взять паузу. Нередко выходит так, что аудитория, которую прислали на тренинг, использует эти день-два, чтобы побыть собой, подумать, задать какие-то вопросы, послушать, что говорят коллеги… Наличие этих пауз просто необходимо.

А главное — у человека должна быть картинка: что я хочу? Пусть не сейчас, но каким я хочу быть? Как я должен выглядеть? Какой должна быть моя работа? Какие деньги я буду зарабатывать? Какой статус иметь? Это важно в понимании того, что я делаю сейчас, приближает это меня к цели или отдаляет.