Прагматичная психология информационной эпохи

Автор: Тахир Базаров

Прагматичная психология информационной эпохи

Управленцам необходимо учиться у викингов, считает Тахир Базаров, а собственникам — избавляться от практики ручного управления компанией. В интервью журналу Управление Персоналом психолог и преподаватель MBA рассказал о пользе коллективного управления и о том, как сделать АвтоВАЗ компанией мирового уровня.

Бизнес-план на диплом

Сегодня люди нуждаются в собеседнике. Кто такой собеседник? Это человек, с которым, во-первых, тебе интересно, во-вторых, познавательно, и в-третьих, это тот, с кем ты чувствуешь себя партнером. Один из первых клиентов, с которым мне пришлось встретиться несколько лет назад, удивил меня тем, что попросил прочитать ему курс лекций персонально. Мне показалось это не очень нормальным. Я люблю групповую динамику, взаимодействие слушателей друг с другом — тогда происходит совместная рефлексия, приобретается личностное знание. Я поинтересовался, почему же человек не хочет обучаться в группе? И он мне сказал странную вещь, он сказал, что не видит вокруг себя ровни: «Есть тот, кто сильнее, мудрее, интереснее меня. Есть те, которые слабее, банальнее, но ровни нет». И я понял, что в каком-то смысле коучу нужно быть ровней для каждого из своих клиентов. Быть партнером. Темы — самые разные: от самоанализа, анализа своих сильных и слабых сторон, своей биографии и выхода на те возможности, которые можно приобрести, до решения абсолютно конкретных задач.

2009–2010 учебный год оказался проверкой нашей готовности к кризису. Хотя можно ли быть готовым к кризису — это хороший вопрос. Когда в 2008–2009 учебном году у нас оказалось 100 слушателей, это воспринималось как случайность. Говорили, что люди просто еще не осознали ситуации, что показателем будет следующий год. А в следующем, 2009–2010 году выяснилось, что с огромным желанием, интересом пришли новые 100 слушателей и с энтузиазмом включились в обучение, многому и нас научив. Год ознаменовался любопытными проектами, которые относятся к коучингу руководителей, топ-менеджеров, собственников. Направление коучинга сегодня — магистральное направление консультирования, организационного развития и того, чему пока нет названия.

В этом году к программе коучинга добавляется психология маркетинга, рекламы, связей с общественностью. И несмотря на утверждения многих умных людей, что в кризис именно это направление будет самым провальным и что никакого интереса к специалистам в области маркетинга, рекламы и пиара в связи с кризисом не будет, нам показалось, что это как раз прорывная тема. Наряду с еще одной, которую мы проверили в прошлом учебном году. А именно — программой психологии управления и бизнес-планирования для руководителей сельскохозяйственных предприятий. Это был совершенно новый подход, связанный с изменением представления о том, что такое практическое знание.

Мы до сих пор, как и большинство наших коллег, исходили из того, что практическое знание определяется процентным соотношением лабораторных, практических занятий и теоретических, лекционных. Но мы сделали открытие для себя (возможно, для некоторых наших коллег — это вчерашний день) — само обучение должно быть процессом подготовки управленческого решения. Если для освоения технологии бизнес-планирования нужно научиться анализировать ситуацию, то где же ее анализировать, как не на собственном предприятии? Взять все необходимые данные, подходы, методы, «положить» перед собой материал своего предприятия и провести анализ. И если нужно проанализировать финансовую составляющую, то почему для этого нужны кейсы, если самый лучший кейс — это собственное предприятие? И, в конце концов, логически продолжая эту линию размышлений, мы пришли к тому, что дипломной работой должен быть бизнес-план, который защищаться должен соответственно, именно как бизнес-план. А если сразу же находятся инвесторы, готовые проинвестировать тот или иной бизнес-план, то вот вам — практическая значимость.

Мы пошли по этому пути, начав с довольно сложного материала, сельского хозяйства Сибири. В итоге получили ряд очень неожиданных результатов. Во-первых, одиннадцать из обучавшихся руководителей защитили свои бизнес-планы. Во-вторых, несколько бизнес-планов, даже если бы на них не нашлись инвестиции, тем не менее решили проблемы, которые стояли перед руководителями хозяйства. Например, один из студентов нашел технологическое решение, как торф, находящийся вокруг собственного хозяйства, превратить в газ и тем самым обеспечить теплом два коровника в полностью автономном режиме. Для меня это был серьезный урок: в партнерстве со своими коллегами я увидел, что само по себе бизнес-управление — это отдельные технологии, отдельное направление, я бы даже сказал, искусство, связанное с тем, что человек становится ответственным за свои собственные решения. В психологии выделяют людей с внешним локусом контроля, то есть считающих, что все, что с ними происходит, связано с внешней средой. И людей с внутренним локусом контроля, которые считают, что все зависит от них. Мне показалось, что эта программа, и это третий результат, позволяет удивительным образом внешний локус контроля переводить во внутренний.

Будущее за взрослыми

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом