Коучинг и мнения компаний о его эффективности

Автор: О. Золотарева

Коучинг и мнения компаний о его эффективности

О. Золотарева

Человеку, незнакомому с терминологией обучения и развития персонала, слово «коучинг» может казаться чем-то странным и непонятным. Так уж вышло, что в русском языке синонима этому слову не оказалось. Иногда под ним понимают просто тренера, иногда человека, который берет на себя роль наставника или руководителя.

Мой опыт показывает, что давать определение коучингу бесполезно, потому что дело это настолько индивидуальное, что даже самое выразительное определение не сможет отразить всю сущность работы такого специалиста. Одно могу сказать точно: помогает коучинг тем людям, которые хотели бы изменить какую-то сферу своей жизни. За последние несколько лет, которые коучинг живет и развивается в России, с ним происходит много всего интересного. Открыто много разных школ, многие компании пользуются услугами профессиональных коучей, сами коучи специализируются в своей работе в разных направлениях: от отношений в семье и до коучинга креативности. С одной стороны, такое разнообразие радует и открывает массу возможностей для желающих развивать свой потенциал. С другой стороны, пугает, особенно тех, кто заказывает эту услугу в бизнесе для своего управленческого состава и с мнением которых мне чаще всего приходится сталкиваться.

«А что, разве коучинг работает?» — самый популярный вопрос, который задают мне люди, узнав о моей специализации в бизнесе. И если говорить о применении коучинга в корпоративном формате, на сегодняшний день, думаю, условно компании в России можно разделить на три группы по следующему принципу:

  • те, кто вообще еще ничего не знают о коучинге или что-то слышали, но так и не нашли понимания того, зачем это нужно;
  • те, кто знают о коучинге со слов других, много всего об этом слышали и успели сформировать для себя массу стереотипов по этому поводу;
  • те, кто уже были клиентами коуча, попробовали и прочувствовали его на практике, возможно, даже сами уже применяют коучинг у себя в компании и имеют четкое представление о том, когда, где и зачем его нужно применять.

Опишу каждую из этих групп подробнее.

Первая группа компаний

Это тот самый случай, когда компания приглашает коуча просто потому, что сейчас это «модно». И как только разговор заходит о конкретной работе, чаще всего компания отвергает саму идею коучинга из-за непонимания того, что это не та самая таблетка, после принятия которой в компании исчезают все проблемы. Работа коуча в принципе не может быть модной или не модной. Коуч — это человек, который работает так же, как и любой другой специалист любой другой профессии. И какими бы ни были тенденции рынка обучения и развития, коуч в любом случае делает свое дело, если он профессионал, конечно.

Вторая группа компаний

В компании многие знают, что коучинг используется в организациях как инструмент развития персонала, будь то внешний специалист или внутренний. Знают об этом, но не спешат применять, так как тренинг или консалтинг — более привычная для компании форма обучения и развития. Чаще всего при этом компанию останавливают некоторые стереотипы, сформировавшиеся на рынке тренинговых услуг. Приведу примеры и свое мнение на этот счет.

Стереотип 1. Если руководитель умеет задавать открытые вопросы, то он уже владеет навыками коучинга и коучинговым стилем управления. Думаю, что коуч — это не только умение задавать вопросы, но еще и многое другое, например набор определенных ключевых компетенций, по которым можно определить профессионализм такого специалиста.

Стереотип 2. Коучинг хорош уже ради самого коучинга — как процесс.

А как же результат, которого ждет от сотрудников компания? И что же делать с целями компании, которых она планирует достичь?

Стереотип 3. Коучинг — это слишком просто и скучно, компании нужно что-то более интересное.

Настоящая задача того, кто занимается обучением и развитием, не удивлять компанию чудесами, а помочь ей проделать конкретную работу по решению актуальных для нее вопросов, чем обычно и занимается коуч, когда его приглашают в компанию.

Третья группа компаний

Общаясь с этой группой ком- паний, уже не приходится объяснять, что панацеи не существует. Руководители таких компаний сами исследуют коучинговый рынок, ищут подходящих специалистов и, как оказалось, не находят. По мнению этих руководителей,
выбор на рынке подобных услуг в России и Москве не так велик, как хотелось бы.

В этом случае бывает, что коучинг уже применяется как стиль управления, и в то же время компания ищет помощи внешних специалистов для решения различных точечных задач, стоящих перед руководством. Чаще всего у таких компаний уже есть
понимание того, что для работы в направлении развития персонал должен быть подготовлен.

И это особенно радует, потому что коучинг — это деятельность не по отношению к кому-то, а совместно с кем-то. И результат в коучинге зависит от многих обстоятельств, в первую очередь, от самого заказчика, его понимания ситуации и готовности честно и открыто ее обсуждать.

* Ольга Золотарева, бизнес-коуч; компания «Бергер и Со»

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом