Дилеммы мотивации креативщиков

Автор: Ф. Кульпин

Дилеммы мотивации креативщиков

Ф. Кульпин

Креативный коллектив — это, прежде всего, семья или друзья, а потом уже коллеги. Поэтому к ссорам, спорам друзья предрасположены больше, нежели остальные сотрудники.

Креатив — это не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя.

Фредерик Бегбедер

Сегодня Интернет принято рассматривать в двух крайностях. Первая представляет собой засоренную информационную канализацию с медленной и затруднительной циркуляцией и где месседж тянет за собой хвост «электронного мусора». Другая предполагает «позитивный взгляд будущего» — Интернет является местом скопления тоннелей для гиперпрыжка, информация в которых летает со скоростью света и прекрасно укладывается в сознании пользователя, а вопрос о ее положительности или негативных свойствах опускается. Вторая сторона Интернета, включающая в себя все передовые media-технологии, дает неограниченное число возможностей для реализации новых креативных идей. Возрастающая актуальность одного из главных атрибутов креатива — Management creativity — дает новый толчок для развития и популяризации данной профессии. Тем самым необходимо расширять и использовать новые пути поиска «свежего креатива»; в этом случае главным и единственным средством, которое бы позволило систематизировать и собрать под одной общей крышей все неординарные мысли, остаются сайты. Именно в качестве такого дома для идей выступает концепция, именуемая your-cre@tive-click.

Для чего нужен креатив или сколько сегодня стоят идеи?

Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло.
Виктор Гюго

С одной стороны, вопрос кажется банальным и с очевидным ответом, но здесь имеются некоторые нюансы, которые требуют подробного объяснения. В принципе, в теоритических аспектах или любых иных креативу не выделяют особого места, так как в качестве преграды выступает вполне естественное возражение: «Как можно данное явление вообще описать? Это будет то же самое, если в идентичном креативу понятии, как рисование, пытаться выделить функции, мотивы и тому подобное или, скажем, насильно заключить его в рамки теории — тогда эти процессы просто высохнут и потеряют свое истинное лицо». В данном утверждении есть своя правда: будь то творчество или креатив, иногда они рассматриваются как часть высшего проявления способностей человека, которое не нуждается в «умных словах» или в чем-либо другом, за исключением самого процесса действия. Но все меняется, когда возникает проблема денег или прибыли, и тогда в игру вступает оборотная сторона медали — возрастает актуальность такого термина, как «рациональный креатив». Не будем руководствоваться бытующей у некоторых людей идеи, что «если творишь ради прибыли — то не получаешь ни того ни другого». Лучше взять в пример гармоничную фразу мультипликатора Уолта Диснея: «Я не создаю фильмы, просто чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы».

Изначально креатив относит себя больше к сфере материального и корпоративного, но, когда его вдруг начинают приравнивать к процессу творчества, возникают противоречия. Может показаться, что вопрос типа «В чем различия творчества и креатива?» выглядит довольно тривиально, но стоит заранее сказать, что в данных терминах есть как и общие составляющие, так и отличительные черты. Нередко возникает путаница границ этих двух понятий: то креатив слишком далеко заходит на территорию творчества, то наоборот — творчество начинает затмевать креатив, и так происходит практически постоянно. Пожалуй, наиболее идеальная фраза, которую можно использовать в качестве примера особенностей различия креатива и творчества, следующая: «Мне не нужно это творчество! Мне нужен креатив — клиенты ждут!»

Таким образом, творчество можно охарактеризовать как «свободу действия», «творю что хочу» и тому подобное, в то время как креатив несет в себе определенные рамки — временные, плановые и «рамки аудитории», доминирующие в данном понятии. Для осуществления творчества необходимы особые условия, например, психологические (хорошее расположение духа, вдохновение), материальные (порой бедность является стимулом на пути к творению), условия окружающей среды (погода, экологическая обстановка). У креатива все намного проще и приземленнее — для реализации данного процесса нужен стандартный пакет условий, которые может предоставить организация (офис, оборудование, заработная плата); таким образом, креатив представляет собой такой же вид деятельности, как, скажем, менеджмент, не имея при себе ничего «возвышенного».

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом