В банках требуются носители новых знаний

Автор: В. Софронова

В банках требуются носители новых знаний

В. Софронова

Источник: Журнал Управление Персоналом

Необходимость реформирования сферы образования в области подготовки и переподготовки кадров для банковского сектора в настоящее время обусловлена целым рядом причин. Одна из них: переход банковского сектора на новые принципы управления банковским бизнесом и особенно банковскими рисками — в соответствии с международными стандартами и соглашениями, получившими название «Базель-2».

Кредитные организации уже сегодня представляют собой комплексы, которые предлагают банковские продукты разной направленности: расчетные, кредитные, валютные, операции с драгоценными металлами и ценными бумагами, лизинговые и много других операций. Все они сопряжены с высокими рисками, а значит, профессионализмом и ответственностью персонала. Несмотря на высокую оплату труда, банки испытывают кадровый дефицит, особенно в специалистах высшего уровня. Неслучайно одной из причин банковских кризисов традиционно является низкий уровень менеджмента в банках.

Отчасти это объясняется отсутствием специализированных банковских высших учебных заведений в России. Подготовка специалистов для банков осуществлялась и пока еще осуществляется в рамках специальности «финансы и кредит», в составе которой по желанию высшего учебного заведения можно было ввести специализацию «банковское дело». Однако большая часть вузов не имела такой специализации по причине отсутствия программ и преподавателей нужного профиля.

К тому же банки при приеме на работу выпускников вузов не настаивали на наличии такой специализации. Однако практика подготовки в Нижегородском филиале Государственного университета «Высшая школа экономики» специалистов по специализации «банковское дело» уже в течение ряда лет показала, что реальный спрос со стороны банков существует именно на данную специализацию. Это дает нашим выпускникам конкурентные преимущества, и все они востребованы банками.

Переход на систему подготовки специалистов с высшим образованием двух уровней — бакалавров и магистров — может дать дополнительный импульс для повышения уровня квалификации персонала для банков в виде подготовки магистров банковского дела. Вместе с тем, по нашему мнению, следует дополнительно решить ряд вопросов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» по экономическим специальностям предусмотрено лишь одно направление «экономика», что в настоящее время не позволит в силу перегруженности учебного плана в рамках четырехлетнего обучения подготовить специалиста по финансам и банковскому делу, который мог бы квалифицироваться как специалист с высшим образованием в этих областях.

Целесообразно определить еще одно, более узкое экономическое направление подготовки бакалавриата «финансы». Это позволит дать базовое финансовое образование с последующей специализацией в магистратуре в области банковского дела. Направлений специализаций (магистерских программ) целесообразно подготовить несколько (в зависимости от спроса в данном регионе). Направлениями специализаций по специальности «банковское дело» могут быть «управление банком», «банковские операции и сделки», «денежное обращение», «международные банковские операции», «деятельность банков на финансовых рынках», «кредитный менеджмент», «управление рисками в банках». Опыт работы по программе подготовки магистров со слушателями, не имеющими базового финансового образования, показал, что подготовить высококлассных специалистов в области банковского дела в этом случае затруднительно. В лучшем случае это будет специалист на уровне пятилетнего обучения по нынешней специальности «финансы и кредит». Однако это не согласуется с требованиями опережающего образования о предоставлении знаний (образовательных услуг) на несколько лет вперед.

Переход на новую модель обучения представляет собой, как показал первый опыт, достаточно сложный, трудоемкий, наукоемкий проект. Его выполнение ляжет исключительно на плечи преподавательского состава. Второй уровень образования требует соответствующего уровня преподавания. Однако вопросы финансирования этих дополнительных затрат, корректировки почасовой нагрузки на преподавателей пока не обсуждаются, замалчиваются и, видимо, не планируются.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом