Рекрутмент — «MODUS VIVENDI»

Автор:

Рекрутмент — «MODUS VIVENDI»

Владимир Фомин, специалист рынка труда с 15-летним стажем в качестве рекрутера. С гораздо большим стажем в других профессиях: был научным работником, комсомольским руководителем фирмы, моряком, маляром-фасадчиком, занимался выставками, работал редактором многотиражной газеты «За науку», административным директором нефтяной компании, потом ушел работать консультантом в компанию «Анкор». Сейчас Фомин возглавляет одну из ведущих консалтинговых компаний на российском рынке кадровых услуг Human Capital. О том, когда рынок труда вернется на докризисный уровень, о социальных сетях и новых тенденциях Владимир Фомин рассказал Журналу Управление Персоналом.

Можно ли сейчас говорить об оживлении рынка рекрутмента? О выходе из кризиса?

— Наступает весна. Но не буйная, когда сразу расцветает все, а та, когда деревья, травы, кустарники расцветают, но по очереди. Разные сегменты рынка реагируют на ситуацию по-разному. Например, есть сегмент фармацевтики, который и не увядал, есть сегменты строительства, которые рухнули, а сейчас поднимаются, хотя еще не вернулись на докризисный уровень. На рынке IT-телеком расцвета не происходит. Более того, компании оптимизировали свои расходы на IT, им понравилось, и сейчас айтишникам очень трудно найти работу, потому что на рынке большое количество квалифицированных людей, а под них просто нет задач. Все очень сегментировано. Тем не менее ситуацию я оцениваю как «весна».

А когда наступит «лето», по Вашим прогнозам?

— Если говорить о наступлении лета, то, может быть, оно будет холодным. Ведь производство не поднимается и не модернизируется, а просто сейчас существует большой дефицит ресурсов. Не пришло работать целое поколение — те, кто должен был родиться в период перестройки. Их нет. Рынок труда пополняется гомеопатически — в некоторых отраслях работать просто некому.

С одной стороны, это хорошо, так как бизнесам придется обходиться меньшим количеством людей с высокой квалификацией — такая своеобразная модернизация. Но это и плохо — работающим не удастся покрыть все отрасли. Некоторые из них начнут стагнировать по причине отсутствия человеческого ресурса. Для нас, рекрутеров, это дает дополнительные возможности: в условиях нехватки ресурсов осложняется борьба за них. А мы участники этой борьбы. Люблю выражение «Касатки резвятся в шторм». Многие замирают или прячутся, а касатки чувствуют себя очень хорошо. Когда все тихо, люди остаются на местах, никто никуда не стремится, не уходит, не переходит, для рекрутеров — это застойное болото.

Какие-то глобальные новации могут произойти в методах подбора кандидатов?

— Могут. Я 15 лет занимаюсь рекрутментом, за это время он переродился полностью два раза. Помню времена, когда мы по бумажкам искали базы данных, а чтобы узнать хоть что-то о компании, шли в библиотеку и читали. Информации было очень мало, доступность ее была по сравнению с нынешним уровнем недостаточной, и скорость обработки была ужасной. С появлением электронных систем все это изменилось.

Так что новшество еще какое-то будет, а вот где, когда и в чем оно будет состоять… Писатели-фантасты довольно неплохо предсказали будущее — космические корабли, самолеты, оружие предсказали неплохо, но я не помню ни одного писателя-фантаста, даже в 80-х годах, который бы предсказал мобильную связь. Инновации предсказать нельзя.

Возможно, что социальные сети станут заменой реальным хедхантерам?

— Это уже происходит очень активно. Социальные сети — тоже личный контакт. Мы просто не несем свое тело на встречу с другим телом, но мы несем все больше и больше информации о себе. Раньше письмо в конверте позволяло общаться на расстоянии, а потом этот процесс облегчился. Сейчас в Сети можно общаться и вживую без потери качества: я, находясь в США, общался с коллегами по скайпу — видел их так же, как вижу сейчас. Только вот потрогать нельзя, хотя, может, и это станет когда-нибудь возможно.

Недавно у нас был тренинг по основным инструментам рекрутмента, где мы называли составление сетей, сетевых сообществ как один из инструментов, который просто надо хладнокровно и систематически использовать.

Большое количество функций выполняется посредством Интернета. Вы при помощи системы Argo передаете часть своего функционала непосредственно клиентам.

— Это способ принести большую пользу нашим клиентам. Тем, кому не нужна рекрутинговая услуга. Мы предлагаем им программное обеспечение. И таким образом можем удовлетворить более комплексно самого привередливого клиента. Рекрутинг — для позиций высокого уровня, для вакансий среднего уровня есть подразделение «Диоген», которое занимается массовым подбором персонала. Если клиент хочет, он может просто искать сотрудников сам, используя систему Argo. Так мы наиболее комплексно обслуживаем любого клиента.

Как Вы оцениваете долю и место на рынке Вашей компании?

— Я считаю нашу компанию лучшей компанией всех времен и народов! А если серьезно, мы занимаем определенную нишу. Не могу сказать, какую долю. Дело в том, что в рекрутменте доля — это не совсем адекватное понятие. Рынок очень большой, сегментированный, раздробленный. Все равно что спрашивать, какую долю рынка занимает поликлиника или магазин одежды. Очень большое количество покупателей и продавцов.

Мне важнее не доля рынка, а отношения с нашими клиентами, та ценность, которую мы для них представляем. У нас есть небольшое количество клиентов, мы не стремимся к особому расширению. Мы хотим жить долгим и счастливым браком с теми клиентами, которые понимают нас и которых понимаем мы. Тем не менее мы входим в десятку крупнейших московских рекрутинговых агентств Москвы, по качеству персонала тоже находимся в верхней части рейтинга и очень этим гордимся.