Вопросы эффективности нашей компании руководство волнуют, но не тревожат

Вопрос по вертикали

Источник: Управление персоналом

Современная модель корпоративного управления, которой придерживается российский бизнес с момента перехода с плановой административной модели, предполагает наличие множества условий для своей успешной реализации. Существует необходимость в построении эффективной конкурентоспособной модели суверенного стратегического развития компании с целью обеспечения поддержки корпоративной системы и стратегической целостности политики предприятия.

Очевидно, что российский бизнес на данный момент не может быть охарактеризован как стабильно работающая система, не имеющая дефектов. На вопрос о причинах такого положения дел практически каждый представитель бизнеса выскажет собственную точку зрения.

Михаил Магура, специалист в области бизнес-образования, автор книг «Секреты мотивации или мотивация без секретов», «Современные персонал-технологии», разработчик образовательных программ для руководителей крупнейших российских компаний — имеет собственный взгляд, объясняющий возникновение многих проблем, характерных для российского бизнеса.

«УП»: Михаил Иванович, российский бизнес и менеджмент активно развиваются, открывая для себя новые перспективы. Тем не менее проблемы есть. Что же мешает нам эффективно реализовать современную рыночную модель ведения бизнеса?

— Россияне — это чрезвычайно одаренная нация, способная не только хорошо работать, обучаться, но и генерировать оригинальные идеи в самых различных сферах. Часто звучащие высказывания о том, что россияне погрязли в пороках (лень, пьянство, воровство и др)., категорически не могут быть отнесены к нации в целом. Думаю, что в процентном отношении доля населения, в той или иной степени подверженного этим порокам, не превысит и 10 %. То есть 90 % наших сограждан другие. Что же сдерживает их? Старый менталитет. Наш народ привык к тому, что получает постоянные указания сверху, а инициатива наказуема. Для того чтобы эти 90 % заняли активную позицию и в полной мере были готовы реализовать в работе свой физический и интеллектуальный потенциал, необходим стимулирующий толчок от внешних формальных регуляторов — начиная с административных и политических институтов власти и заканчивая собственным начальством на работе. Но, к сожалению, в сегодняшней ситуации ничего подобного не происходит. Да и многие российские управленцы не расположены к тому, чтобы что-то менять в своей практике работы с подчиненными.

«УП»: Каким требованиям, по Вашему мнению, должна отвечать работа современных руководителей?

— Для того чтобы работать эффективно, современные руководители должны, во-первых, четко понимать те цели, которые должны быть достигнуты в результате выполнения той или иной работы. То есть руководители всегда должны быть способны ответить на вопрос: зачем, с какой целью выполняется данная работа? Во-вторых, они должны иметь навыки выявления проблем в работе и определения способов их устранения. В-третьих, должны проявлять стремление к повышению эффективности того дела, которым занимаются.

Лучшие компании за рубежом придумали очень простой прием донесения до каждого в компании, что именно от их работы и от их поведения на работе хочет руководство. В качестве важнейшей корпоративной компетенции, которой должен обладать каждый сотрудник, указывается ориентир «Стремление к постоянному поиску улучшений в работе». Это касается как собственной работы, так и работы подразделения и организации в целом.

Исследователи определили, что управленческие знания за 3 года устаревают на 50 %. Следовательно, каждые 3 года необходимо кардинально пересматривать собственные управленческие знания и реадаптировать свои подходы к работе с учетом изменившихся условий. В то же время в большинстве российских компаний модель управления остается неизменной несмотря на все те изменения, которые прошли последние 10 лет.

«УП»: Какие шаги, по Вашему мнению, должна предпринять компания, решившая повысить уровень управленческих знаний своих руководителей?

— Практика показывает, что рассчитывать на хорошие результаты можно лишь тогда, когда управленческие знания повышает значительная доля руководящего состава компании. Если компания посылает на учебу в Москву или в Петербург 2–3 своих руководителей, это ничего не меняет в сложившейся практике управления.

Крупные западные компании давно пришли к пониманию необходимости создания корпоративных центров бизнес-образования. Лучшие компании стараются не отставать в этом отношении. Создание корпоративных университетов — важное достижение отечественного бизнеса в деле обучения своих сотрудников. Как минимум это касается флагманов российского бизнеса: Газпрома, «Норильского никеля», Северстали, «Русского алюминия» и др., осуществляющих свою деятельность в национальных масштабах. Эти компании достаточно давно повышают подготовку своих руководителей в корпоративных университетах, «пропуская» через них практически всех своих руководителей. В этом случае компания имеет возможность в большей степени влиять на содержание и эффективность процесса обучения. Рост уровня управленческих знаний руководителей на всех уровнях управления заметно повышает качество управления в этих компаниях.

На сегодняшний день мы можем зафиксировать ряд позитивных тенденций. Все больше российских компаний начинают обучать своих руководителей управленческим знаниям, причем не отдельных руководителей, а целые управленческие команды. Лучшие компании пришли к использованию модульных программ подготовки руководителей (это обычно 5–6 модулей). Обучение по каждому из модулей занимает 3–5 дней. Учеба предполагает и подготовку слушателями самостоятельных работ, в которых они должны показать, как полученные знания могут быть использованы в практике работы.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом