Если ничего не меняется — компания умерла

Если ничего не меняется — компания умерла

Источник: Управление персоналом

В прошлом номере журнала «Управление Персоналом» было опубликовано интервью с Клаусом Кобьеллом, автором удивившей и заразившей многих оптимизмом книги «Мотивация в стиле ЭКШН». Однако время и ажиотаж проходят, и теперь есть возможность оценить действительную ее «приложимость» к российскому бизнесу. С просьбой прокомментировать практическую пользу книги мы обратились сразу к двум бизнесменам обеих столиц, выбрав цитаты и утверждения из книги Клауса Кобьелла, и во многом мнения бизнесменов сошлись…

Юрий Бердник, генеральный директор ООО «ДИИП», Санкт-Петербург:

Андрей Хромов, председатель совета директоров интернет-гипермаркета Dostavka.ru, Москва:

— «Освободите себе выходные и напишите свою собственную надгробную речь. Просто представьте себе, что все уже произошло: вам 104 года, и вы лежите в ящике. Что бы вы хотели, чтобы люди рассказали о вас у вашего гроба? Из ответов, возможно, станут понятны ваши цели в жизни, а ваши цели в жизни будут автоматически содержать в себе и ваше видение»…

— Европейцы, как обычно, пребывают в прокрустовом ложе своего менталитета. Не думаю, что настолько проблема глобальна! Собственные цели и жизненные установки каждого человека (и соответственно видение) — тема сугубо интимная и формируется в зависимости от конкретных, реальных обстоятельств в данный момент жизни каждого индивида. Не бывает жизненных установок навсегда. Старая Европа это давно поняла: Never say never again! / «Никогда не говори никогда!» Поиск простых решений и алгоритмов при выявлении сложной динамики целеполаганий, на мой взгляд, приводит в конце концов к трагическому несоответствию реалиям окружения человека. Человек скатывается к догме, отметая изменения окружающей среды, и, соответственно, действует малоэффективно, а зачастую разрушает уже созданное на пути к «вечным ценностям». В целом я считаю, что люди должны ставить перед собой достижимые земные цели на обозримый период времени. Такие цели должны быть скромны и рациональны. Если они осуществятся — наступит удовлетворение, если нет — не наступит разочарования!

— Метод «освободите выходные и напишите» — хороший, но в реальности воспользоваться им могут далеко не все. Я читал эту книгу несколько лет назад, сразу как вышла русская редакция. Тогда книга меня довольно сильно впечатлила. Но за это время я изменился, а каким я буду в 104 года, даже не могу себе представить! Человек — существо развивающееся. И вкладывать себя сегодняшнего в шкуру «себя в104 года» было бы неверно. Я (и многие со мной согласны) считаю, что истинные цели будут понятны и будут содержать истинное видение только тогда, когда человек перестанет верить в то, что смерть находится далеко и что она непременно минует. Как говорится, смерть — лучший советчик. Спросите у нее о своих целях и о своем видении. Иначе «вы озабочены сменой обстановки комнаты в гостинице, в которой остановились на одну ночь».

— А что если, руководствуясь собственным видением, Вы заведете свой бизнес туда, откуда нет выхода?

Ю. Бердник:
— Чтобы такого не случилось, существует коллегиальный способ принятия стратегических решений. Если стиль руководства становится излишне авторитарным, стоит задуматься. Лично я считаю, что в компании должен быть не один руководитель. Я сторонник схемы «соруководства». Для руководства компанией нужен «тандем». Причем один из руководителей по складу характера должен быть «поэтом», идеалистом и мечтателем, а другой — настоящим «сукиным сыном», способным держать коллектив в ежовых рукавицах и быть безжалостным к конкурентам. Именно тогда компания достигнет наибольших высот. Единоначалие в условиях стабильного бизнеса губительно; в условиях инноваций и реструктуризации может быть спасительно для компании при условии личной ответственности руководителя за принимаемые им решения (финансовой ответственности, главным образом).

А. Хромов:
— У бизнеса может не быть выхода, но выход всегда есть у человека. Когда его бизнес попал в ситуацию, где нет выхода, это отличный опыт для человека. Возможно, других способов получить этот опыт могло и не представиться. А опыт — это единственное, что точно не покинет человека и будет с ним до конца.

— «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль» (цитата из «Маленького принца» Экзюпери).

Ю. Бердник:
— Эта идея, вырванная из контекста и представленная таким образом, думаю, неверна! О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери? Полагаю, он говорил об отстраненном, поэтическом понимании гуманитарной сущности человека, о его изначальном внутреннем стремлении «к бесконечному морю»… Воспринимать цитату как руководство к действию, тем более как идею управления, считаю неправильным.
Любой бизнес имеет свою регламентацию, в том числе нормы и правила разделения труда, продиктованные всем опытом хозяйственной деятельности общества. Необходимо разделять квалификацию сотрудников по производственному циклу. С учетом того, что некоторые производственные процессы технологически возможно вести параллельно, важно агрегировать компетенцию сотрудников для концентрации на конкретную задачу. Стратегические решения по проектному взаимодействию должны проводиться коллегиально с участием руководителей групп и направлений. Директорат же, в свою очередь, просто оформляет такие решения в регламент и формирует общий проектный календарь по своему усмотрению.

А. Хромов:
— Значительно больше подобных цитат в произведении «Цитадель» того же автора. Большинство людей еще не достигло нужного уровня боли, нужного опыта страданий, чтобы воспринимать идеи Сент-Экзюпери естественно, а не умозрительно. «Большинство руководителей» — просто одна из составных частей «большинства людей». Возможно, большинство и не должно быть «правильным». «Бездарные скульпторы — почва для взращивания даровитых…» — написано в той же «Цитадели».

— «Бизнес развивается как беременность»...

Ю. Бердник:
— Он развивается как почкование плюс беременность для каждой отдельно взятой почки! Идея кристаллизуется в план действий, какое-то время вынашивается, вырабатываются планы конкретной реализации и решения максимальной прибыльности. Прибыль от реализованной первичной идеи, в свою очередь, формирует возможность возникновения новой идеи и так далее. Процесс не линейный, но параллельный и во многом взаимопроникающий. Чем плотнее сеть, тем устойчивей бизнес.

А. Хромов:
— Бизнес развивается как жизнь. Беременность — также проявление жизни. Также как и беременность, бизнес сначала «задумывают». Впрочем, иногда даже и наоборот: вовсе и не задумывали, но так уж получилось.

— «Многие предприниматели думают, что их сотрудники далеко не умны. Но в этом-то и заключается беда: они не могут проявить свой ум более полно, чем им позволяется».

Ю. Бердник:
— Реализация потенциала сотрудника — процесс обоюдный: руководство не в состоянии репрессивными мерами «выпотрошить» сотрудника (по крайней мере, не в интеллектуальных индустриях новой экономики). Думаю, рецепт один: руководитель должен, с одной стороны, довериться сотруднику, которого он нанял (в полной степени понимая и принимая рискованность такого шага), и, с другой стороны, не ослаблять контроля над выполнением этапов работы сотрудника. Сотрудник, в свою очередь, должен в полной мере использовать не только свой собственный интеллектуальный потенциал, но и всю мощь внутрикорпоративного. Это, разумеется, произойдет только в том случае, если сотрудник любит свою работу.

А. Хромов:
— Многие бизнесы, особенно в нашей стране, находятся в стадии борьбы за выживание. Таким образом, данная проблема — заставить сотрудников проявить ум, способности — не всегда является первостепенной. Отчасти это связано с тем, что наша страна одновременно пребывает в постиндустриальной, индустриальной и феодальной стадиях.

— «Шестидесятилетний человек, у которого есть желание кататься на лыжах, через два сезона будет сносным лыжником. Но восьмилетний ребенок, который, не имея никакого желания, должен учиться играть на фортепиано, а учитель музыки ребенка два раза в неделю падает ему как снег на голову, научится самое большее чисто играть коротенькие детские песенки в до мажоре — одной рукой, разумеется».

 
Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом