Репутация — залог успеха

Репутация — залог успеха

Источник: Управление персоналом

Алексей Константинович Москвич, руководитель департамента бизнес-брокериджа компании «Интелис», преподаватель ИБДА, курсы «Управление стоимостью компании» и «Предпринимательство»

Репутация — залог успеха

В первую очередь учусь сам

Будучи преподавателем, в первую очередь я повышаю свое образование, будто я сам учусь. Для того чтобы подготовить курс и хорошо его прочитать, надо все переосмыслить, систематизировать и грамотно прописать. На лекциях я не запрещаю меня перебивать и задавать вопросы, и при этом я много узнаю о людях. Есть те, которые уже состоялись как предприниматели и топ-менеджеры, с большим опытом, они мне даже иногда подсказывают — «у меня было так и так, а надо было делать вот так и вот так…».

В свое время я участвовал в заседании государственной комиссии, которая выдает дипломы. Кроме того, у меня уже своих тридцать два человека защитили диплом. Из этих дипломов я узнавал много нового. Я смотрю с точки зрения моей сферы деятельности (покупка-продажа бизнеса, привлечение инвестиций, увеличение стоимости компании), какие новые методы появляются в управлении персоналом, какие есть новые стратегические инициативы, которые можно рассмотреть, матрицы…

И второе — преподавание повышает мои навыки общения с людьми, с большой аудиторией. Умение держать аудиторию очень полезно, ведь часто приходится выступать на семинарах и конференциях перед разными людьми.

Мои курсы

Уже пять лет я преподаю курс купли и продажи действующих предприятий, бизнеса. Это вообще мой конек, у меня есть мастер-класс «Искусство продажи бизнеса», на основании которого сделан курс для MBА. Курс специфичный, его больше никто не читает. И последние три с половиной года вместе с Глебом Ибрагимовым я веду курс «Предпринимательство».

Люди, которые приходят учиться, изначально практически не имеют представления о том, о чем я говорю. Я не знаю, почему некоторые выбирают специализацию «предпринимательство», хотя не являются действующими предпринимателями и, возможно, никогда не будут заниматься бизнесом. А когда я начинал вести курс по купле-продаже бизнеса, мне практически не встречались люди, которые продавали или покупали долю своих компаний. Поэтому то, что я говорю, изначально для многих было открытием. Но сейчас уже приходит более подготовленная аудитория. Я часто публикуюсь, поэтому многие заранее ознакомлены с моим творчеством и могут задавать более каверзные вопросы.

На своих занятиях стараюсь давать как можно больше практики, рассказываю, что надо делать, что не надо. Тем не менее однажды я столкнулся с интересной проблемой. Слушатели группы, набранной в регионах, стали возмущаться, мол, им рассказывают о том, что никогда не пригодится. Просили меня давать больше теорий, цифр, формул, говорили, что кейсы им не нужны…

Кто учится на МВА

Людей, которые учатся для себя и за свои деньги, немного. В основном это серьезные мужчины или женщины (женщины почему-то чаще из регионов), которые уже состоялись как предприниматели и хотят увеличить кругозор, приобрести новые знания, знакомства. До кризиса было примерно поровну: люди, которые учатся на свои деньги и для себя; и люди, которых компании послали учиться «для корочки». А сейчас количество первых очень сильно упало. Такая ситуация связана с тем, что программа очень дорогая, полуторагодовой курс стоит 600 000 рублей — для многих это неподъемно.

Люди начинают задумываться, для чего они идут учиться. Если в бизнесе не очень хорошо идут дела, но при этом накоплены какие-то средства, то люди идут учиться, чтобы пересидеть это время, переждать, пережить. А так… кризис повлиял только на количество людей. Но оно восстановится, постепенно произойдет рост числа учащихся.

Молодежь преобладает. Причем много женщин, в некоторых группах больше половины. Недавно у меня защищала диплом девушка, которая работает секретарем в крупной компании. Ей ребята-экономисты написали диплом, свою четверку девушка получила — и все, у нее корочка. Многие молодые женщины идут учиться для того, чтоб просто сделать корочку за счет компании. С ребятами иначе, они чаще вкладывают свои деньги и больше думают о карьере.

Предпринимателей мало, процентов двадцать, остальные — наемные работники. Есть топ-менеджеры, которые желают прослушать курс предпринимателей. Допустим, начальник юридического департамента «Уралмаша». Зачем ей курс предпринимательства или управления стоимостью компании, если женщина — юрист? Тем не менее послали учиться. Или у меня была большая группа из энергетического комплекса, представители компаний из Красноярска, Хакасии, Челябинска, Москвы. В течение двух лет эти люди прошли все, у них волна такая была в корпорации, которая делилась, как РАО «ЕЭС». То ли деньги осваивали, то ли что…
Мне лучше работать с предпринимателями, они близки мне по духу. К тому же в них я вижу своих будущих партнеров. То, что я преподаю на МВА, среди предпринимателей считается круто: если ты востребован как преподаватель, да еще в одной из лучших бизнес-школ, значит у тебя и на работе все хорошо и ты специалист в своем деле.

Берут не всех

Обычно при поступлении на MBA нужно пройти тестирование и собеседование, а в некоторых бизнес-школах надо принести рекомендации двух предпринимателей.

Необходимо хорошее резюме, чтобы был хороший опыт работы. Требуется высокий уровень общих знаний, если он низкий или человек, например, пишет неграмотно, то могут отсеять.

Модульные программы

За последнее время у меня в два с половиной раза уменьшилось количество часов. Раньше были группы по десять-двенадцать человек. Разные группы соединили, их стало меньше в два с половиной раза, но по двадцать восемь человек.

Сейчас востребованы модульные программы. Особенно когда из регионов приезжают люди и обучаются в течение двух-трех недель без выходных. Такой формат востребован, он требует меньше денег и временных затрат.

У самых продвинутых предпринимателей также модульный курс, по выходным, который не отнимает большое количество рабочего времени.

Надо повышать качество

Бизнес-школ, которые работают по-настоящему, с хорошей программой, преподавателями, стажировкой на Западе, мало. Поэтому считается, что российское бизнес-образование — отсидел два года и получил корочку. Как это изменить? Повышать качество. Надо как-то аттестовывать бизнес-школы, проверять их со стороны государства. Есть совсем никакие школы, которые дипломы выдают за три месяца, дистанционно. Я этого не приемлю. Ко мне обращалась одна московская образовательная компания, и ее представители говорили: «Мы сейчас приедем, запишем на видео вашу лекцию и будем потом ее среди студентов дистанционно распространять». Я таких форм не понимаю.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом