Люди уходят не из компании, а от плохих руководителей

Автор: О. Бушуева

Источник: Управление персоналом

Прежде всего, говоря о хороших и плохих боссах, надо понимать, что все мы люди и даже начальникам ничто человеческое не чуждо. Другое дело, что на руководителей возлагается огромная ответственность не только за экономический успех предприятия, но и за атмосферу в трудовом коллективе. Поэтому каждый босс должен задумываться о своих подчиненных, в конце концов всю работу один он сделать не сможет.

В книге Роберта Саттона «Хороший босс, плохой босс» описывается, чем отличается хороший начальник от просто компетентного. Роберт Саттон четко проводит грань между плохим и отличным руководителем и показывает, как можно стать лучше, если подходить к руководству людьми профессионально. Обилие примеров успешных и не очень успешных компаний, большое количество результатов исследований, личные примеры из писем и блога автора помогли мне яснее представить себе разницу. Все способы повышения качества руководства больше похожи на какие-то общие правила поведения в обществе. Например, мысль о том, что «люди, обеспеченные властью, часто становятся эгоцентриками и перестают обращать внимание на нужды, действия и слова подчиненных». Они «берут, не стыдясь, больше одного печенья с тарелки». Прочитав об этом, я сразу вспомнила одну непреложную истину: не возгордись. Умение признавать свои ошибки, относиться к себе критично, перестать болтать попусту, научиться слушать других — одни из важнейших правил хорошего босса, да и хорошего человека тоже.

Очень интересно рассуждение о том, что руководитель должен быть внимателен к себе. Часто подчиненные копируют его действия, манеру поведения, одежду, как, например, было в случае с «новым узлом у шарфа» начальницы. Наиболее точно, по мнению Саттона, эту идею выражает совет Дэвида Паккарда: «Следите за своей улыбкой, за своим голосом, за тем, как вы смотрите на окружающих, как здороваетесь с ними. Запоминайте лица, имена и даты. От этих мелочей зависит, насколько успешно вы будете работать с людьми». Естественно, служащие чувствуют себя комфортно в компаниях, где босс выглядит хорошо, относится ко всем человечно, не перекладывает неудачи на плечи коллег, держит все под контролем, создавая свою собственную реальность. Уверенность руководителя в своих силах или иллюзия, успешно им создаваемая, «позволяет обрести контроль над деятельностью своих сотрудников, их настроением и тем, насколько позитивно воспринимают их работу окружающие». Осознание того, что твой начальник может принимать решения, когда это необходимо, а не ждать прояснения ситуации, дает ощущение защищенности, позволяет сосредоточиться на работе полностью, безбоязненно работать в команде. В конечном итоге такая работа и руководителя, и подчиненных дает наилучший результат, приносит выгоду компании и, что немаловажно, удовлетворение каждому из сотрудников коллектива. Саттон описал много методов и способов, как сделать условия труда благоприятнее, тем самым повышая эффективность работы. Но Саттон не устает повторять, что «волшебной тропы к успеху не существует и любой, кто попытается соблазнить вас обманчивой простотой, — лжец». Необходимо постоянно совершенствоваться, стремиться учитывать нюансы коллектива, специфику организации, общее состояние дел и окружающую действительность. Важно все!

Читая книгу, я воспринимала ее с точки зрения подчиненного, сравнивая идеалы боссов с теми руководителями, которых мне пришлось повидать за время моей работы. Должна вам сказать, выводы сделала не в пользу большинства руководителей. Несколько лет назад я работала в одной организации, начальник которой собрал в себе мыслимые и немыслимые минусы, выделенные Робертом Саттоном. Но самым ужасным было то, что этот начальник вел себя как человек, больной анорексией. Чужие пороки и ошибки он видел ясно, зато от своих собственных убегал быстрее кролика. В конечном итоге с начальником благополучно попрощались хорошие сотрудники и бог знает, кто остался рядом. Для подобных случаев автор книги нашел очень простой способ решения проблемы: копируйте лучших из руководителей в вашей сфере, присматривайтесь к ним и повторяйте их действия. На мой взгляд, совет отличный и элементарный для применения. Пока вы не осознали, как себя нужно вести, пока не разработали свой собственный план действий, достаточно прилежно копировать лучших. Позже вы всему научитесь, было бы желание. А вот желания у наших руководителей, как правило, нет.

Закрыв книжку, я подумала: «Как все просто и понятно». Хочешь быть хорошим боссом, делай так-то и так. Почему же на практике большинство начальников плохие? Почему не все такие, как Стив Джобс, Дэвид Паккард или Алан Лафли? Что мешает руководителям поступать так же, как эти успешные люди?

А может быть, мы пока сами не готовы к таким боссам?

На мой взгляд, мы все слишком привыкли жаловаться, ныть, большинство из нас стоит в рядах «гнилых яблок» или «энергетических вампиров», что, по мнению автора, является балластом для любой организации. От таких людей нужно избавляться совсем либо потратить много времени и сил на их перевоспитание. Но стоит ли это того? Для большинства руководителей, имеющих подобных подчиненных, проще ориентироваться только на финансовый результат, намеренно забыв о комфорте служащих. Быть может, поэтому у нас столько много «гадских боссов», которые так дорого обходятся организациям? Быть может, нужно перестать быть «м*даками», и «вход будет разрешен», и боссы будут лучше?

Во всяком случае, Роберт Саттон создал варианты идеальных моделей руководителей и доказал, что в жизни такое имеет место. Значит, нам есть куда стремиться и на кого ориентироваться.