Уральские HR формируют профессиональную тусовку

Автор: А. Медведева

Уральские HR формируют профессиональную тусовку

Источник: Управление персоналом

11 ноября 2010 года в Екатеринбурге состоялась HR-конференция «Ветер перемен. Персонал-2010», организатором которой выступила Ассоциация рекрутинговых агентств Урала (АРАУ).

— 2009 год был крайне сложным как для работников, так и для работодателей, мы все ощутили на себе его стресс, — отметила во вступительном слове директор рекрутингового агентства IBC Human Resources, члена АРАУ, Лариса Богданова. — «Наступит 2010 год — все станет лучше», такая надежда звучала в деловой сфере, в обществе в целом, и во многом она себя оправдала. Уже с весны 2010 года открывается все больше вакансий, кандидаты приглашаются на более хорошие условия работы.

Впрочем, не все так однозначно положительно. Выступление Анны Хвостовой, директора HeadHunter — Урал, посвященное современным тенденциям на рынке труда — 2010, показало, что в ряде сфер динамика роста спроса на персонал, а также улучшения условий оплаты труда есть, но в отраслях с более «длинными» посткризисными последствиями сдвигов практически не наблюдается.

Ветер перемен: где есть перемены?

— Во-первых, по сравнению с докризисным периодом, рынок вновь стремится к «соискательству», — отметила Анна Хвостова. — Сегодня на портале HHural.ru на одну вакансию приходится 1,4 резюме, в 2008 году было лишь 0,8 резюме (портал показывает ситуацию по «беловоротничковой аудитории»). Но по сравнению с 2009 годом, в который соотношение спроса и предложения работы доходило до 1,6 резюме на вакансию, наблюдается очевидный подъем деловой активности компаний. Сильнее всего в кризис пострадали следующие области: l строительство — снижение предложения работы на 36 %; l производство — 34 %; l банки, инвестиции, лизинг — 32 %; l реклама, маркетинг, PR — 28 %.

Неудивительно, что именно в первых трех из этих отраслей, последствия кризиса для которых оказались наиболее серьезными, прирост числа вакансий идет не столь быстрыми темпами. Наиболее активно спрос на персонал растет в медицине (отрасль, практически не пострадавшая, а по некоторым оценкам, даже выросшая в кризис), продажах и маркетинге.

— Интересно отметить, что при огромных сокращениях в сфере маркетинга, рекламы и PR в 2008 году именно в этот период мы отмечали наибольшие сложности у работодателей с закрытием данных позиций, — говорит Анна Хвостова и просит аудиторию прокомментировать феномен: почему при значительном количестве «освободившихся» специалистов работодателям было труднее находить нужных кандидатов.

Аудитория предложила два объяснения имевшей место ситуации. Во-первых, многие из уволенных специалистов ушли во фриланс, что на тот момент позволяло оставаться востребованными, и в целом было выгоднее, чем соглашаться с заниженными зарплатными планками.

Во-вторых, в кризис просто безумно возросли требования к маркетинговому звену, от его представителей стали ждать настоящих чудес, соответственно, ощутимо повысились требования к тем, кто остался на своих местах, и уж тем более — к кандидатам.

Количество вакансий растет, но не так быстро и пока остается существенно ниже доли резюме в бухгалтерии, в управлении персоналом и в сфере предложения работы студентам/специалистам без опыта работы. Относительно ситуации с занятостью для специалистов без опыта, в которой помимо медленного роста числа вакансий наблюдается также снижение уровня предлагаемых заработных плат в 2010-м по сравнению с 2009-м годом (прецедент в общей растущей зарплатной динамике), Анна Хвостова также предложила аудитории представить свое объяснение происходящего.

В ходе обсуждения участниками была выдвинута гипотеза, указывающая на то, что в кризисный период спрос на студентов сохранялся преимущественно у крупных мировых и федеральных компаний. Это позволяло им экономить, так как затраты на оплату специалистов с опытом были бы несомненно выше. Сейчас на студентов снова обратили внимание местные и региональные работодатели с их более скромными возможностями (они не готовы вкладываться в развитие и обучение студентов в той же мере, что первые). Отсюда — снижение средней заработной платы на «студенческие» вакансии.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом