Бизнес-образование в РФ: очередной этап?

Автор: Михаил Хазин, Дмитрий Тихонов

Бизнес-образование в РФ: очередной этап?

Михаил Хазин, президент Компании экспертного консультирования «НЕОКОН»;

Дмитрий Тихонов, руководитель школы бизнес-практики «НЕОКОН»

Источник: Управление персоналом

Тема развития бизнес-образования в стране является сейчас популярной. Прежде всего потому, что преодоление общеизвестной низкой эффективности труда в России в основном возможно только через качественное бизнес-образование. Мы понимаем под бизнес-образованием ту его часть, которая направлена на менеджеров разных уровней после получения высшего образования. А задача повышения эффективности труда является насквозь государственной и патриотической.

Ряд важнейших государственных программ, таких как модернизация экономики или создание мирового финансового центра в Москве, также неизбежно должны сопровождаться резким скачком качества бизнес-образования. Кроме того, обсуждение темы бизнес-образования именно сейчас целесообразно в силу существенных сдвигов на этом рынке. По причине кризиса существенно уменьшились финансовые возможности клиентов по оплате бизнес-образования, кроме того, существенно изменился спрос клиентов в сторону усиления желания получить за свои деньги действительно полезные знания и навыки.

Эти и ряд других изменений на данном рынке, на наш взгляд, приведут в течение ближайших 2 лет к появлению новой парадигмы в сфере бизнес-образования.


На данный момент существует достаточно много критики и негатива в адрес существующих продуктов: семинаров, курсов, программ. Насколько эта критика обоснованна и не проявляется ли она на основании сравнения бизнес-образования в России и за рубежом?

Любые исследования и аналитика особенно сильны, когда к ним добавляется не только абстрактный интерес исследователя, но и серьезные личные мотивы. Время от времени к Дмитрию Тихонову обращались знакомые с просьбой рекомендовать хорошую программу МВА. Он давал такую рекомендацию, и несколько раз после получения диплома знакомые делились с Дмитрием Тихоновым мнением по поводу бизнес-школы, преподавателей и лекций. Мнение в какой-то части обычно было положительным, а в какой-то критичным. И как-то раз, предприняв попытку оправдать определенные недочеты программы, на которой учился знакомый, Дмитрию довелось выслушать следующее мнение: «Всегда можно найти причины для определенных недостатков, тем более в таком сложном продукте, как МВА. Но вам, преподавателям, время от времени нужно полностью уйти со своей позиции и безоговорочно принять позицию клиента. Это правильно и полезно. Тогда окажется, что многое можно исправить и улучшить. Иначе получается странный диссонанс — в программе есть очень сильный курс маркетинга с его призывами позиционироваться и максимально учитывать интересы клиента, а в своей работе вы эти призывы просто упускаете». Шагнуть на позицию клиента оказалось сложным, но позволило появитьcя новому взгляду на бизнес образование.

Позиция многих бизнес-школ по поводу качества их продуктов известна. Представители бизнес-школ говорят следующее: у нас на основе лучших учебников читают свои интересные курсы опытные преподаватели. И часто это действительно так. Многие преподаватели научились давать интересный материал. Позиция же их клиентов проста: мы хотим получить не только интересное знание, но и полезное, системное и эффективное, то, которое будет являться конкурентным преимуществом слушателей перед необученными менеджерами.

На рынке должны быть и устоявшиеся модели бизнес-образования, и новые модели. Выбирать должен клиент. На наш взгляд, именно в ситуации выхода из кризиса требовательность клиентов к практичности и применимости программ существенно возрастает. Академичность программ воспринимается более требовательным клиентом скорее как недостаток.

И с этой, клиентской точки зрения, большинству российских бизнес-школ свойственны многочисленные недостатки, а особенно ярко они проявляются на больших форматах обучения: программах повышения квалификации, переподготовки, МВА и Е-МВА.

Возможно ли обозначить основные недостатки российского бизнес-образования, которые и вызвали негативное отношение к нему и сомнения в его эффективности?

Это возможно. Во-первых, на рынке отсутствует комплексная модель бизнес-образования, которая позволяла бы обучать условного менеджера на всех этапах его карьеры, начиная от рядового сотрудника, проходя через должности руководителя различных подразделений и заканчивая высшими должностями в российских компаниях и холдингах. Государственные стандарты здесь не следует учитывать в силу их оторванности от жизни.

Во-вторых, практически во всех бизнес-школах присутствуют средние (слабые) преподаватели. Иногда их большинство. Есть вполне житейская и устоявшаяся классификация преподавателей: одним ничего не говорят после лекций, другим говорят «до свидания», третьим говорят «большое спасибо, до свидания». Последних, как правило, бывает не так много. Классическая проблема поиска хороших «учителей» заключается в том, что есть отличные преподаватели, мало знающие практику, и есть отличные практики, мало понимающие преподавательское ремесло. В настоящее время эта проблема усугубляется тем, что, кроме симбиоза учителя и практика, нынешний успешный преподаватель должен быть еще и тренером — для оттачивания бизнес-навыков слушателей. Быть единым в трех лицах достаточно непросто, это требует специального систематического повышения квалификации преподавателей. Но! На рынке уже есть такие преподаватели. На основании своего практического опыта они пишут учебники, а потом читают лекции по этим учебникам.

В-третьих, слабая практическая направленность — слабая ориентация на клиента. На сайтах большинства бизнес-школ указывается, что в их процессе преподавания участвуют практики. И скромно умалчивается, что таковых практиков совсем немного. Практичных и актуальных знаний дается мало. Зато много дается устаревших знаний или, наоборот, направленных в далекое будущее. Старые знания не нужны, но и знания со слишком далекой перспективой тоже не нужны. Если период полураспада знаний явно превышает средний период ожидания применений знаний, то эти знания также, похоже, лишние.

Ну и в-четвертых, это слишком большая продолжительность многих программ при неадекватно низкой полезности информации. Информацию для преподавания практикам очень часто путают с одноименной отраслью науки. Менеджеру необходимо знать только о действующих парадигмах и подходах, а также о прогнозах дальнейшего развития ситуации. Теоретические подходы, перечень основных проблем или генезис отрасли для них не имеет особого значения. Таким образом, существенная часть информации, относящаяся к отрасли науки в ее классическом понимании, является избыточной для практической работы корпоративных менеджеров. Если менеджер захочет получить больше научных знаний — он пойдет в аспирантуру.

Какие еще недостатки можно выделить в российской системе бизнес-образования?

Мы не смогли найти в российском Интернете объяснений и пояснений российских бизнес-школ, обосновывающих включение в их программы конкретного набора курсов, почему слушателям дается именно такой набор курсов и далее почему в курсе именно такой набор тем. Бизнес-школы заманивают в очень сильной степени просто устоявшимся брендом, но на этом нельзя выезжать постоянно.

Большинство образовательных продуктов для бизнеса часто не имеют четкого позиционирования, в том числе ясной и конкретной для клиента цели и решаемых задач. Отсутствие четкой цели и решаемых образовательными продуктами задач приводит к отсутствию понятной структуры и взаимосвязи отдельных преподаваемых предметов и тем в рамках общей программы.

Заметна бессистемность и нелогичность отдельных предлагаемых курсов. Даже и в небольших 60–70-часовых программах есть лишние знания, чаще всего это относится к курсам с весьма расплывчатыми названиями, таким как «деловая среда», «коммуникативный менеджмент», «глобализация» и т. п.

Продукты бизнес-образования в значительной степени заточены под крупные компании (с выручкой от миллиарда долларов в год). Почему? Потому что материал подается исходя из специфики больших организационных структур. К слову, количество слушателей на программах МВА из действительно крупных компаний обычно не превышает 10–15 %.

Можно вспомнить и более тонкие недостатки. Например, преподаватели чаще всего незнакомы с материалами коллег. Из-за чего конкретная программа не может считаться системной и продвинутой. Преподаватели разных дисциплин об одной проблеме могут рассказывать весьма противоречиво, и это будет запутывать слушателей. Или пресловутые кейсы о ситуациях в западных компаниях 90-х годов. По крайней мере, многие из них просто устарели.


Общие выводы получаются не вполне утешительными. В российском бизнес-образовании явно господствует предложение образовательных продуктов, а не спрос на них. И это предложение в своей массе является продажей большого числа часов преподавания с выдачей диплома?

— Хорошие образовательные продукты есть, но их немного, и при этом они все равно не полностью эффективны.

Новый подход к бизнес-образованию целесообразно начать с построения модели бизнес-образования.

…Хорошие образовательные продукты есть, но их немного, и при этом они все равно не полностью эффективны…

Большинство российских компаний построено по функциональной модели, и часть этих функций является действительно важной для менеджеров. По каждой функции наиболее ее важные части обычно закрепляются в названиях подразделений.

Подходы Министерства образования и вузов к продолжительности программ обучения волей-неволей опираются на имеющееся невысокое качество преподавания. То есть продолжительность обычных учебных программ существенно завышена. В том случае, если слушатели изучают не «учебные дисциплины», а «эффективные практические методики», время изучения может быть существенно сокращено. То есть за 16 академических часов можно передать самый важный практический опыт.

И если еще добавить часов 8–12 практических занятий, то получается изложить сложный и объемный курс плотно, но с большинством важных деталей. Кроме того, в преподавательской практике, когда заманиваешь обычных преподавателей, читающих длинные курсы в короткой программе, то минимум времени, на который они соглашаются без утери качества материала, и составляет около 24–28 часов.

Карьеру и продвижение менеджеров можно в общем свести к 4 ступеням: менеджер, начальник отдела, начальник управления (департамента), топ-менеджер. В рамках этой карьеры с повышением должности происходит естественный рост необходимых знаний и навыков. С учетом описанного выше функционального подхода, большая часть знаний должна находиться в области тех функций, которые исполняет слушатель.

Как же должна выглядеть четырехступенчатая модель практического бизнес-образования?

Линейные менеджеры нуждаются в 2–3-дневном тренинге. Им нужна практика. Руководители отделов нуждаются в 1–2-недельном семинаре, руководители департаментов должны пройти 2-месячное обучение, в основном в части самых важных функций компании. И интересы этих трех групп, обучающихся в большей части, связаны с работой компании изнутри. Топ-менеджеры нуждаются в 2–3-месячном образовании, существенная часть которого больше связана с внешними отношениями компании, с позиционированием на рынке и развитием.

Наиболее важными и применимыми для менеджеров руководителей являются следующие функции: менеджмент, управление финансами, маркетинг, управление человеческими ресурсами, правовые аспекты бизнеса, информационные технологии для руководителей, управление проектами.

Эффективная финансовая работа должна быть максимально приближена к практическим потребностям фирмы. Поэтому дисциплины модуля «финансы» привязаны не к традиционным дисциплинам финансового менеджмента, а к функциям и бизнес-процессам наиболее устоявшихся моделей финансовой службы, которые сгруппированы по элементам типовой организационной структуры средней российской фирмы.

Теперь определим главный критерий оценки образовательных продуктов для бизнеса. Напомним, что бизнес-образование является коммерческой и специализированной информационной услугой. И клиенты действительно хотят лучше, быстрее, дешевле. Соответственно, практический критерий будет следующий: соотношение полученных слушателями полезных знаний и навыков к стоимости и продолжительности занятий. С этим критерием, скорее всего, согласится подавляющее число клиентов, желающих получить дополнительное бизнес-образование.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом