Имеет ли «Правило 10 000 часов» какое-либо отношение к формированию лидерских качеств?

Автор: Е. Вобликова

Имеет ли «Правило 10 000 часов» какое-либо отношение к формированию лидерских качеств?

Источник: Журнал Управление Персоналом

Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной.

Бенджамин Дизраэли

Итак, для начала я попытаюсь сформулировать свои мысли относительно проблемы лидерства, но, безусловно, с оглядкой на научные мнения и существующие теории (дабы не быть голословной в своих заключениях), затем перейду непосредственно к «Правилу 10 000 часов», описанному в 2-й главе книги М. Гладуэлла «Гении и аутсайдеры».

В статье С. Р. Филоновича «Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы» довольно подробно описаны существующие на сегодняшний день концепции лидерства. Я не стану сейчас приводить конкретные теории, которым я так или иначе симпатизирую и считаю более жизнеспособными, нежели остальные. Здесь главное понять, что лидерство как понятие рассматривается с точки зрения теории дуализма, т. е. каждое из предложенных определений может иметь как достоинства, так и недостатки. Посмотрим на это с позиции обывателя (несколько далекого от науки человека). Так, например, практически всем знакомо выражение «Лидерами не рождаются, ими становятся». Короткое, в общем-то, но достаточно емкое, на мой взгляд, выражение дает пищу для дальнейших рассуждений. Первое, что приходит на ум, — согласиться. Да, действительно, часто нам кажется, что в процессе получения жизненного опыта, накопления знаний, разного рода компетенций человек может сформировать в себе лидера. А что если человек на протяжении всей своей жизни получает опыт, формирует знания, разного рода компетенции, но не целенаправленно, для того чтобы стать лидером, а так просто, просто потому что человека так научили жить родители, общество. А лидер-то не дремлет. Он в нем, так сказать, созрел (благодаря всему вышеперечисленному) и ждет подходящего момента, чтобы заявить о себе с позиции лидера. Примеров из жизни масса. Ежедневно с экрана телевизора нам то и дело пытаются продемонстрировать данное обстоятельство. Есть такой фильм российских режиссеров Ивана Иванова и Юрия Мороза «Апостол». Фильм сравнительно молодой, 2007 года. Тематика — военная (актуально для обсуждения проблемы лидерства). Постараюсь изложить содержание фильма в нескольких предложениях. В начале войны немцы забрасывают в СССР своего диверсанта. Высадка проходит неудачно — шпиона захватывает НКВД. При попытке побега диверсант, оказавшийся русским вором в законе, случайно оставшимся на оккупированной территории, погибает. Чтобы найти остальных шпионов, участвующих в операции, чекистам приходится обратиться к брату-близнецу преступника — сельскому учителю. Тот занимает место покойного в немецкой агентурной сети и вступает в смертельно опасную игру… Перед нами герой фильма — интеллигентный, умный, добрый человек, от корней волос до пяток учитель (к тому же сельской школы). Разве можно его представить лидером? Можно подумать, что этот человек будет рисковать жизнью ради других, будет защищать и вести за собой? Налицо пример, из которого следует вывод, что лидерские качества по своей природе статичные и ситуативные, т. е. при определенных обстоятельствах интеллектуальные и другие имеющиеся ресурсы человека могут способствовать эффективной деятельности с позиции лидера. Кроме того, согласно теории когнитивных ресурсов Ф. Фидлера и Дж. Гарсиа [Fiedler, Garsia,1987] важным фактором, влияющим на эффективность использования интеллекта лидера, является стресс.

Существует и другая, более научно-обоснованная точка зрения относительно проблемы формирования лидерских качеств.

Так, 27 января 2009 года на сайте www.metronews.ru была опубликована статья «Лидерами рождаются, а не становятся». Необычное открытие сделали генетики. Выводы были получены при изучении более 1000 однояйцевых и двуяйцовых близнецов подросткового возраста. Исследователи собрали информацию о том, много ли у близнецов друзей и насколько тесна дружба. В парах однояйцовых близнецов степень общительности и популярности у окружающих совпадает чаще, чем у двойняшек. Следовательно, эти свойства заложены в генах, так как у первых набор генов одинаков, а у двойняшек совпадает лишь на 50 %. Руководитель научной группы Николас Кристакис из Harvard Medical School и его соавторы из Сан-Диего объясняют это обстоятельство эволюционными механизмами: особи на периферии сообщества реже заражаются инфекционными болезнями, зато те, кто в центре, располагают ценной информацией.

Получается, что в поисках истины ученые продолжают между собой спорить, обыватели пристально вглядываться в голубые экраны телевизоров. Остается разве что изучить мнение журналистов и писателей… Кстати сказать, повод есть, точнее есть подсказка в виде М. Гладуэлла, журналиста и писателя, автора книг, ставших бестселлерами.

О чем 2 глава «Правило 10 000 часов» книги М. Гладуэлла «Гении и аутсайдеры»? Попробую вывести несколько важных, на мой взгляд, тезисов:

  1. Достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики. О какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики.

  2. Желание, способность работать часами — неотъемлемая весомая составляющая таланта (помимо природных способностей).

  3. Успех возможен благодаря невероятно счастливому стечению обстоятельств, благоприятным (уникальным) возможностям и случайно полученному преимуществу.

Схематически можно представить составляющие успеха, или «Правило 10 000 часов» согласно теории М. Гладуэлла следующим образом (Рис. 1.).

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом