Бизнес. Труд. Капитал. Богатство.

Автор: Анна Саяпина

Источник: Управление персоналом

Справка 

Дмитрий Житомирский, генеральный директор и основатель «АРТКОМ-СПБ». 

Родился 30 августа 1972 года. Образование: Московский физико-технический институт, факультет радиотехники и кибернетики. Опыт работы: 2001–2003 гг. — генеральный директор ООО «Техноком». 2003 г. — начальник отдела продаж ООО Canoset. 2004–2007 гг. — начальник сетевого отдела ООО Larga. В 2007 году основал собственную компанию «АРТКОМ-СПБ» как филиал Группы компаний «АРТКОМ» — официального дистрибьютора LG-Ericsson в России. 

— Чем конкретно СВЕРХбогатые люди отличаются от всех остальных?
— В первую очередь, своим отношением к деньгам. Не только сверхбогатые, а любой человек, который является бизнесменом. Ведь смысл бизнеса — извлечение прибыли. Соответственно, в первую очередь, бизнесмен иначе относится к деньгам. Деньги для него — это инструмент его работы, как нож для повара, как для дворника метла. Хотя когда я достаю из кармана пачку денег, часто замечаю неодобрительные взгляды людей. Ну вот ты вынужден ее достать, а пачка достаточно толстая. Для других это всегда: «Вот негодяй! Деньги девать некуда!» А реально это пачка денег, которую еще не успел спрятать в сейф, но из нее уже надо достать купюры. Никто эту пачку денег до конца даже тратить не собирается, а наоборот: взял ровно столько, сколько нужно в данный момент, остальное забросил обратно в бизнес. У бизнесмена ощущение денег совершенно другое…

— Какое «другое»? Исключительно как к инструменту?

— Даже не совсем так. Потому что дворник может все-таки любить свою метлу, а повар может любить свой самый заточенный нож. Бизнесмен же не относится к деньгам как к вещи. Он понимает, что деньги приходят и уходят. Существует только результат роста капитала. Есть такие выражения: «Я люблю деньги», «А я не люблю деньги», вот бизнесмен к деньгам равнодушен. Потому что их нельзя любить или не любить. Он понимает, что сегодня держит в руках эти сто купюр, а завтра будет держать другие. Хотя правильный бизнесмен будет держать другие сто двадцать купюр того же самого достоинства.

— Если это отличие, как же тогда относятся к деньгам другие?

— Признаться, нет предела человеческой глупости. Люди всегда плохо относятся к чужим деньгам, свои же, по всей видимости, большинство людей любит.

— Возможно, тогда они неправильно их аккумулируют?

— Аккумулировать большую сумму можно даже на окладе, если тебе доверяют и платят большой оклад. К тому же оклады в тысячи евро не настолько и редки. Многие получают такие оклады. Для бизнесмена это не главное. Умение зарабатывать деньги — это полталанта, надо еще научиться их тратить, когда их у тебя больше, чем тебе нужно. А в чем ты реально нуждаешься? В том, чтобы было на чем ездить, было, на что отдохнуть, была крыша над головой и хлеб на столе. Если количество имеющихся у тебя денег больше, чем требуется на покрытие этих потребностей, то все остальное считается, наверное, лишним. И правильный бизнесмен относится к таким «лишним» деньгам как к прибыли, которую он вложит еще раз, чтобы извлечь еще больше. Ведь весь смысл бизнеса в увеличении капитала.

— Такое отношение к деньгам приходит с опытом, с какими-то пройденными этапами жизни или это врожденное? Допустим, вот этот человек так относится к деньгам и ему суждено стать сверхбогатым человеком, другой же либо слишком жаден, либо, наоборот, большой транжира, и, соответственно, ему ничего не «светит».

— Такое отношение может прийти, думаю, с воспитанием. Если тебя правильно воспитывали — то ты прекрасно понимаешь, что деньги, как и любая материя, не берутся из ниоткуда и не исчезают в никуда. Соответственно, если ты умеешь зарабатывать деньги, то для тебя они становится реальным эквивалентом труда. Если ты умеешь уважать себя, соответственно, будешь уважать свой труд. А если нет, значит, и свой труд ты не уважаешь, и неправильно относишься к деньгам, которые у тебя в руках. Деньги — это труд, а посему относиться к ним надо бережно, потому что труд в конечном счете — это затраченное здоровье. Здоровье, время, душа… Все ведь работают по-разному: кто-то работает с душой, кто-то за зарплату, а кому-то и зарплата не важна — они просто ходят на работу просиживать штаны, для досуга.

Ford 30 лет делал модель «Т» (устар.). Как почувствовать, что идея себя исчерпала и часть бизнеса, а то и весь, выгоднее сегодня закрыть?

— Если разговор касается таких вещей, как автомобили, т. е. разработка, дизайн, их постоянная модернизация, конечно, в основе всего лежит некая духовная идея, потому что можно бесконечно выпускать один и тот же автомобиль, если он пользуется спросом. Какие проблемы? И никакого совершенствования не будет…

— Разве это касается только автомобилей?

— Не только… Но автомобили — это целая куча людей с творческим подходом. И если творчество иссякло — то иссяк, по сути, сам процесс и интерес людей к этому процессу. Далее происходит окаменелость, которая в конечном итоге рано или поздно все равно зачахнет, сколько бы ты в нее дальше ни вкладывал и сколько бы ни продолжал над ней работать. Если ты понимаешь, что идея хорошая, но у тебя почему-то не хватает сил и возможностей на ее реализацию, соответственно, надо признать, что на данный момент ты не в состоянии решить поставленную задачу. И если ты не можешь ее реализовать, это еще не значит, что данное направление нужно полностью свернуть, надо просто выделять на него (в случае если ты чувствуешь, что душевный порыв остался) меньше времени и сил, тратить значительно меньше средств, заняться более прибыльными вещами, а это сохранить как хобби. Если ты можешь себе позволить так поступить и веришь, что идешь правильным путем, рано или поздно это принесет свои плоды, появится вдохновение и понимание того, как же на самом деле нужно было все сделать. И ты еще потом будешь смеяться над собой: «Почему же эта мысль не пришла мне 10 лет назад?»

— Происходит окаменелость. Ты приходишь к мысли, что это не получится реализовать… Как справиться с такой ситуацией? Возможно, есть какие-то способы?

— В бизнесе есть масса показателей. Один из показателей — твое личное отношение, душевное. Не лежит у тебя сердце к этой деятельности, потому дело и не идет. Значит, это не твое. Оставь кому-нибудь другому! Если речь идет о развернутом бизнесе, который тебе не по душе, ну продай его. Возьми и продай!

— А разве такое возможно: развил, поставил на ноги и все?

— Ну да. Надоело. Захотелось выращивать аквариумных рыбок. Вот у нас господин Лужков развил Москву и пошел пчел выращивать… И молодец! Нашел себя в пчелах. Потому что все остальное, видимо, не приносило никакого удовольствия, на работу ходить не хотелось, как мэр города он себя исчерпал — город больше в нем не нуждался, как и он в городе…

— Страх наказания за неудачу: когда и в каких случаях его нельзя применять в бизнесе?

— Когда речь идет о коллективе, здесь существует иерархия. У любого подчиненного, если он не справляется, есть начальник. Допустим, я автослесарь, который не знает, как починить машину. Но есть же старший мастер, он точно должен знать, как это чинится. В любом нормальном коллективе в такой ситуации нужно идти к старшему мастеру, который включится в работу и поможет ее сделать. В случае же если появляется страх, это говорит либо о неуверенности самого человека, либо о плохих отношениях внутри коллектива.

— Так ведь никто работать не будет, если ничего не бояться?

— Я не согласен… Профессионал никогда ничего не боится. Если ты хочешь стать профессионалом, ты должен никогда не бояться поставленных перед тобой задач. Какой бы эта задача ни была, это всего лишь поставленная задача. В русском языке есть слово «задача», на латинском оно звучит problema. Однако у нас «проблема» имеет несколько иное значение: «Все, конец света! Боже, я попал. Что завтра будет?!» — и все в таком духе. Поэтому в русском языке я предпочитаю разделять эти два схожих понятия — одно слово иностранное, другое русское. Я считаю, что нерешаемых задач не бывает. Любая задача имеет решение. Если же у тебя возникает проблема — здесь важно, как ты к этому относишься: как реально к проблеме, где «выхода нет», или как к новой поставленной перед тобой задаче. Если ты учился, если тебя учили — всю жизнь ты овладевал навыком решения этих задач. Ты идешь по пути совершенствования своего профессионального навыка, и, разумеется, совершенствовать его ты можешь, только постоянно решая какие-то задачи. Если же ты боишься их решать — ты не тем занимаешься. Займись чем-то другим! Было бы странно, если бы дворник, выйдя зимой на улицу, испугался того, что выпало много снега…

— Значит, страха как такого не должно быть?

— Я думаю, что если ты или люди вокруг тебя относятся к делу профессионально, то страха не будет.

— А если мы говорим о собственниках бизнеса? У них отношение такое же?

— Естественно. Кто же начнет заниматься бизнесом, не веря в самого себя? Это же бессмысленно! Как только в России появились банки, которые стали выдавать кредиты даже на покупку зубной щетки, многие люди побежали брать кредиты, ощутив доступность денег, совсем не отдавая себе отчет в том, что их придется отдавать. Надо всегда четко соизмерять свои желания со своими возможностями: «Могу купить козу, но зачем она мне нужна? Хочу купить феррари, но денег не хватает…» Соизмеряй желания с возможностями, и все будет о’кей!

— Значит, если есть страх, в бизнес вообще лучше не идти?

— Ну да. Надо же в любом случае представлять себе, чем ты будешь заниматься. Бизнес подразумевает коммерческую жилку, а следовательно, сам процесс продаж. Потому что бизнес — это чужие деньги. Ты берешь свою идею, и кто-то приобретает у тебя ее за свои деньги. Ты все время зарабатываешь чужие деньги. А соответственно, должен четко представлять: любой бизнес — это тот же самый продавец на рынке. Ты всегда продаешь самого себя. Если ты не в состоянии продавать самого себя — то в бизнесе тебе делать нечего. Мало уметь готовить вкусные пирожки, надо еще уметь вынести их на улицу и доказать людям, что это САМЫЕ вкусные пирожки.

— И не надо бояться…

— Как только ты понимаешь, что это «твое», хочешь реализоваться и в эту идею готов вложить самого себя — чего бояться? Теперь остается только в бой! Я никогда не верил людям, которые говорят: «Не могу», ты не «не можешь», ты просто мало хочешь. Захоти большего, по-настоящему захоти, и ты увидишь, как моментально найдутся силы, резервы. Захоти по-настоящему, и все получится!

— В чем секрет управления людьми, которые умнее вас?

— Обучение. Если они умнее вас — значит, на практике они способны стать вашими учителями. Нет пределов совершенства! Любой человек должен учиться. Если Господь Бог подарил тебе в качестве подчиненного человека, потенциал которого ты сразу оцениваешь выше собственного, просто обучись этому. Заставь человека захотеть обучить тебя своим навыкам.

— И как это сделать?

— У каждого человека есть слабые места… Карнеги надо читать. Узнай, болеет ли человек за «Зенит» или выращивает фикусы, наверняка найдете общий язык. Но одно другому не должно мешать — взаимное уважение должно сохраняться, потому что, нарушив иерархию на работе, есть риск похоронить свой бизнес. Кто-то увидит, что ты даешь слабину перед кем-то другим, и ты потеряешь уважение, а если потеряешь уважение — автоматически «накроешься медным тазом».

— Возможно, должны быть какие-то табу? Как руководить таким человеком?

— Руководить — профессионально. В конечном итоге кто такой твой подчиненный? Подчиненный — тот, кому ты даешь задания. Задания, которые он обязан исполнять. Если он не хочет их исполнять — значит, он профнепригоден. Пусть идет и маме своей подчиняется. Тебе, если им невозможно руководить, как коллега, партнер по бизнесу, он не подходит. Невозможно руководить человеком, я думаю, только в трех ситуациях: первое — он не хочет работать, второе — он находится не на своем месте, третье — не справляется с поставленной задачей. Причем в случае, если человек не справляется, нужно спросить: «А умеете ли вы, господа руководители, ставить задачи перед этими людьми?» Он может все сделать так, что «комар носа не подточит», но если ты неправильно, неграмотно поставил задачу — человек упрется и никуда дальше не двинется. Поэтому если у сотрудника, которым ты командуешь, IQ заведомо выше, просто старайся ставить перед ним ясные, четкие задачи, и он не сможет предъявить тебе претензий по поводу того, что ты им плохо руководишь. Ведь отношения подчиненного и начальника заключаются в том, что один ставит задачи, а другой их выполняет. И каждый получает за свою работу деньги. Начальник — за то, что ставит задачи, подчиненный — за то, что их выполняет.

Беседовала: Анна Саяпина

Полная версия статьи в печатной версии журнала или на сайте через 3 месяца