Люди в России бывают "голодными" до успеха

Автор: О. Найтцш

Люди в России бывают «голодными» до успеха

Источник: Управление персоналом

Олаф Найтцш, лауреат Национальной деловой премии «Капитаны российского бизнеса» в номинации «Лучший экспат»

При выполнении непростых задач, связанных с ведением бизнеса в России, инвестор сталкивается с множеством нюансов. Определить важнейшие из них мы попробуем в ходе беседы с Олафом Найтцшем*.

— Олаф, расскажите вкратце нам об истории своей деятельности в России…

— Мой первый визит в Россию состоялся много лет назад. Я начал работу в компании Ford / Ford Credit в 1998 году и закончил в 2001-м. Мне удалось установить сотрудничество с российскими банками в области финансов в сфере торговли, лизинговыми компаниями и дилерами автопроизводителей. В 2001 году я вернулся к «домашним» делам. Но в 2004 году снова приехал в Россию. Мы начали подготовку к одному перспективному проекту, возглавляемому компанией Toyota. В 2005 году компания собиралась открыть собственный завод по производству автомобилей в России. Следующей целью стало учреждение банка.

В 2007 году мы получили лицензию Центробанка и ЗАО «Тойота Банк — Россия» открыло свои двери для партнеров и клиентов. Я был ответственен за внедрение корпоративных и оптовых финансовых продуктов, а также за развитие розничного автокредитования с учетом специфики российского рынка. Занимал должность президента и генерального директора ЗАО «Тойота Банк — Россия» до конца 2009 года. В начале 2010 года перешел в компанию RCI Banque (альянс Renault — Nissan). Сегодня мы развиваем стартап, связанный с открытием нового автомобилестроительного банка в России.

— Как Вы оцениваете результаты работы над проектом сейчас? Оправдывает ли Россия Ваши ожидания?

— В основном я удовлетворен результатами, которых мы достигли к текущему моменту, несмотря на то что приступили к работе совсем недавно. Рассуждая о специфике российской бизнес-среды, я могу отметить тот факт, что мне дважды довелось работать в условиях последствий кризисов 1998 и 2008 года. Поэтому создается впечатление, что каждые десять лет ты можешь столкнуться с очередным серьезным вызовом. Более того, истоки кризисов могут быть совершенно разные. В 1998 году кризис был продиктован внутренними российскими причинами. Кризис 2008 года — результат глобальных процессов.

2008 год стал особенно тяжелым для банков, это был очень серьезный вызов. Но в то же время Россия оказалась способна преодолеть сложности, вероятно, даже быстрее, чем другие страны. Таким образом, я склонен оценивать возможности и стойкость к испытаниям в отношении российского бизнеса очень высоко. Начинать бизнес в России — это интересно, это увлекает.

— Существуют ли элементы ведения бизнеса в России, которые бы Вы отметили как наиболее привлекательные и в то же время отличные от западных типов?

— Я бы сказал, таковым элементом является эйчар-практика. Люди в России очень многое умеют. Более того, значительная часть российских специалистов довольно молоды. Они могут быть на 10 лет моложе своих коллег из Европы, но имеют такой же опыт работы и такую же квалификацию. Первая причина в том, что люди в России гораздо раньше оканчивают университеты. Вторая причина — многие в России приступают к работе параллельно с обучением. Очень часто бывает, что мы начинаем работу с высококлассным топ-менеджером, которому 35 лет, и он имеет 15-летний опыт работы в банковской сфере.

В Западной Европе такое вряд ли возможно, так как люди завершают обучение в университете, когда им почти 30. На мой взгляд, если сравнивать российских и европейских специалистов, то отмеченный выше факт будет серьезным преимуществом первых. Кроме того, люди в России бывают «голодными» до успеха, так как не могут рассчитывать на своих родителей, поэтому приходится строить свою карьеру за счет собственных усилий.

— На что может повлиять возраст персонала?

— Вы знаете, молодежь может обладать технически равными профессиональными навыками в сравнении со специалистами постарше, но на уровне личности не всегда быть готовыми к топ-менеджменту. Таким образом, полезным решением видится использование внешнего контроля над работой молодых ребят. Нужно объединять их в команду с общими целями и единым мышлением. Необходимо уметь пробуждать в молодых людях заинтересованность в осознании общих целей, не давать увлекаться решением личных задач.

— Одним из случаев, когда возраст играет негативную роль, может быть сокращение штатов. Чаще сокращают именно молодых специалистов…

— Я не вижу никакой зависимости между возрастом и вероятностью попасть под сокращение. Если имеют место плохая экономическая обстановка, глубокий кризис, то зачастую у вас нет выбора, кроме как сократить персонал, особенно если кризис предполагается длительным. Вы сокращаете только те позиции, которые объективно видятся лишними в объеме (сниженном) вашего бизнеса, когда финансовые возможности ограниченны. Возраст здесь никак не может являться существенным фактором в принятии решений.

— Мы определили, что эйчар-практика является одним из важнейших преимуществ ведения бизнеса в России. Давайте поговорим о недостатках.

— Говорить об этом я могу только лишь применительно к банковской сфере. Вынужден отметить, что успех в России возможен, если сработает определенная бизнес-модель. Более того, я не могу утверждать, что это является явным недостатком. Но во всех случаях возникнет необходимость адаптировать принятую бизнес-стратегию к российским условиям и сделать так, чтобы она не была похожа на модели других банков. Никто не сможет объяснить, в чем заключается отличие бизнес-моделей, используемых Barclays или HSBC, от сотни других существующих банков и как эти модели могут действовать в России. Они слишком обобщенные, и они не специализированы. Новые банки, приходящие в Россию, должны предлагать что-то, значительно отличающееся от того, что есть в сотнях или тысячах других банков. Я полагаю, что стратегия для иных инвестиционных направлений должна быть аналогичной. Любой инвестор обязан иметь специфическую бизнес-модель, которую никто бы не мог легко скопировать. Таким образом, относительно бизнеса я не утверждаю, что Россия имеет очевидные недостатки, но ситуация характеризуется тем, что для инвесторов, для того чтобы быть успешными в России, возникает потребность в новых, особых предложениях и решениях.

— Каким образом Вам удается соответствовать этим условиям?

— Мы стараемся выстраивать продуктивное сотрудничество. Если у компании это получается хорошо, то может стать формой той самой специализации, такой формой, которую другие компании повторить не могут. В особенности это касается использования сетевых возможностей автомобильных дилеров. Если вы являетесь автомобилестроительным банком, то станете успешным только в том случае, если будете тесно сотрудничать с производителями и с дилерами. Также не забывайте не упускать из виду запросы и пожелания своих клиентов. Поставляйте им сервисы, в которых они реально нуждаются.

— Качество и эффективность принятия решений зависит от уровня квалификации персонала. В каком объеме Вы используете преимущества российских специалистов, отмеченные Вами выше, в своей деятельности?

— Разумеется, во всех возможных случаях мы пытаемся привлекать здешних специалистов. И не только потому, что они обладают отмеченными преимуществами. Требования локального рынка к этому также предрасполагают. Для того чтобы быть более эффективными на российском рынке, который включает особые условия ведения банковского бизнеса, нужны опытные люди на месте. С другой стороны, мы также находимся в тесном контакте со специалистами RCI Group, имеющими опыт на других рынках, но помощь этих специалистов носит дополняющий характер.

— Что привлекает людей в работе в составе команды стартапа?

— Я думаю, что для российских специалистов привлекательным условием является возможность работы в зарубежной компании как таковой. Также для них важно значение международного бренда и известность компании. Кроме того, менеджеры и специалисты включены в процесс создания чего-то нового, они же принимают участие в реализации задумок. Российским специалистам интересно узнавать о планах в отношении будущего — например, в отношении следующих 5 лет. К тому же, несмотря на некоторую неопределенность в проекте любого стартапа, я считаю, что этот статус, наоборот, придает дополнительную мотивацию и привлекательность в работе.

— Каким образом Вы формируете персонал?

— Мы используем различные способы. Первый способ — это работа с кадровыми агентствами. Другой способ — выход на непосредственный контакт со специалистами. Разумеется, второй способ хорош тогда, когда вы знаете кого-то на рынке персонально. Будет проще и быстрее заполнить позиции. Однако в отношении множества других позиций вам, вероятно, захочется рассмотреть не одну кандидатуру, и в этом случае будет необходимо работать с агентствами, которые часто могут предложить несколько кандидатов на позицию. Очень важно работать с разными кадровыми агентствами одновременно. Это поможет быстрее найти необходимое решение. Некоторые агентства специализируются на конкретных сферах. Обращение за помощью только лишь в одно агентство не будет эффективным. Кроме того, нужен некоторый элемент соревнования между поставщиками услуг. Разумеется, если тот или иной поставщик не справится с задачей, не следует тотчас же прекращать сотрудничество, нужно дать еще один шанс. Я предпочитаю работать с партнерами в долгосрочной и стабильной перспективе. В то же время, если я абсолютно не удовлетворен, то буду менять поставщика.

— Олаф, не возникает ли у Вас проблем в обеспечении соответствия требованиям российского законодательства? Не влияет ли это на достижение целей?

— Мы работаем с этим так же, как и любая другая компания, планирующая остаться в России надолго. Соответствие законам просто необходимо! С этой целью мы привлекаем юридических консультантов, и наша деятельность соответствует российским законам.

Также юристы помогают нам следовать требованиям трудового законодательства. Мне бы очень хотелось, чтобы объем контрактов не превышал 20 страниц. Но значительных проблем в адаптации к российскому закону стандартов зарубежных компаний я не вижу.

Вам всего лишь нужно иметь в своей компании людей, которые смогли бы работать над данными вопросами, и управлять этими людьми, знающими, что необходимо в тех или иных случаях. Разумеется, нельзя заниматься бизнесом в России, не понимая законодательства. Кроме того, я хотел бы подчеркнуть значимость такого фактора, как работа с людьми, имеющими практический опыт. В ином случае работа не пойдет. Простого чтения законов из компьютерной программы или книги недостаточно. Необходимо иметь практический опыт в изучении действия закона на практике.

— Олаф, поделитесь с нами полезными советами…

— Чрезвычайно важным является создание высококвалифицированной и высокомотивированной команды, способной стать ядром коллектива. Такая команда должна наделяться ответственностью, а также полномочиями в принятии решения. Роль высшего руководства заключается в том, чтобы управлять этой самой ответственностью и принятием решений. Мой следующий совет будет адресован компаниям, которые планируют открывать бизнес в России. Не нужно пытаться принимать решения с позиции высшего руководства, которое находится за рубежом. Локальная команда знает рынок, и ее необходимо вовлечь. Старайтесь наделять локальных партнеров полномочиями по принятию решений. В любом случае, это действие будет способствовать повышению стимула людей к тому, чтобы делать свою работу лучше и принимать решения более уверенно.

*О спикере.

Деятельность в России.

Октябрь 1998 г. — июнь 2001 г.: президент Ford Credit Divisions Russia.
Июнь 2004 г. — март 2006 г.: руководитель проекта Toyota Kreditbank GmbH в России.
Апрель 2006 г. — сентябрь 2007 г.: руководитель представительства Toyota Kreditbank GmbH в России.
Октябрь 2007 — ноябрь 2009 г.: президент и генеральный директор ЗАО «Тойота Банк — Россия».
Март 2010 — ноябрь 2010 г.: директор проекта RCI Banque SA в России.
Декабрь 2010 г. — настоящее время: руководитель представительства RCI Banque SA в России.