От Аристотеля до коуча ХХI века

Автор: Беседовал Александр Гончаров

От Аристотеля до коуча ХХI века

Разговор от первого лица с гуру бизнес-психологии Тахиром Базаровым.

СПРАВОЧНО: Т. Ю. Базаров……

«Коучинг — это всегда иной взгляд, иная точка зрения, иная возможность для человека реализовать свой потенциал», — с таких слов начал нашу встречу Тахир Базаров.

— Как известно, коучинг пришел из спорта, где он себя прекрасно чувствует. В чем, на Ваш взгляд, причина такого победоносного шествия коучинга по просторам бизнеса?

— Как и в спорте, любой тренер во многих аспектах слабее, чем спортсмен, добивающийся высоких результатов. Но этот самый тренер делает что-то такое, что позволяет его подопечному достигать этих результатов. В отличие от традиционного тренера, коуч — это, скорее, некая возможность достижения результата с помощью целого ряда средств и приемов, которые могут быть использованы.

Аристотель — «Большой» коуч

— Что Вы думаете о первом коуче в мире — Аристотеле, который подготовил Александра Македонского?
— Аристотель не был коучем, он был Учителем Александра Филипповича. Разница в том, что Аристотель никогда не учил Македонского ведению боевых действий, каким-то сугубо прикладным вещам. Он его образовывал.

— Но ведь коуч тоже не учит ведению бизнеса, а помогает руководителю самому находить решение.

— Да, «Большой» коуч не вторгается в эти сферы. Аристотель был интересен тем, что образовывал Македонского как личность, мыслителя, человека, который, прежде всего, побеждал с помощью идеи, интеллекта, а не только с помощью колесниц. В этом отношении Аристотель — «Большой» коуч.

— Слушатели, которых Вы набирали этим летом в Вашу школу, отличаются от тех, кого набирали 10 лет назад? От первого набора?

— С одной стороны, не отличаются ничем, а с другой — всем. Это как парадокс общения с новорожденными: они вроде все похожи друг на друга, и в то же время каждый уникален. В этом смысле среди наших слушателей сегодня довольно высок процент людей, которые поддерживают с нами отношения в течение двух, трех, а некоторые — и четырех лет, участвуя в коротких семинарах, дистанционных формах. Люди дозрели до того, чтобы прийти на очную форму обучения. Это совсем другой сорт слушателей — с ними уже есть контакт. Надеюсь, что у них не будет неоправданных ожиданий. Это ключевое. Если говорить о мотивационной стороне, то я очень рад, что тенденция последних кризисных лет, начиная с 2008-го, состоит в том, что подавляющее большинство наших слушателей — люди, которые ищут концепции, подход, самих себя. Практически можно на пальцах одной руки пересчитать тех, кто пришел за инструментарием, позволяющим им быть успешными во всех проявлениях жизни.

Последние защиты дипломных работ многих наших выпускников показали очень высокий уровень владения аналитическим инструментарием. Эти люди провели прекрасный анализ ситуации в своих компаниях, построили свою исследовательскую программу так, что в результате получились потрясающе глубокие, сложные, трудновыполнимые, продуктивные рекомендации. Свои работы выпускники защищали на комиссии и одновременно перед руководством своих компаний. Надеюсь, что такая тенденция будет только усиливаться. На самом деле это и вызов для нас самих: мы должны быть на высоте, чтобы вместе с выпускниками провести анализ такого уровня в их компаниях.

— Когда Вы впервые осознали, почувствовали, что, консультируя, занимаетесь коучингом?

— Впервые — в тот момент, когда мне удалось сделать так, чтобы моя старшая дочь не ушла из университета и защитила дипломную работу. В той ситуации все аргументы, которые дочь приводила в связи со своим решением, были практически неубиенными. Она буквально сказала следующее: «Я пока не готова быть психологом. Мне необходимо взять академический отпуск, пойти в школу и работать там до тех пор, пока я не осознаю себя психологом». На что я ей ответил: «Это твой выбор. Я его уважаю. Но выбор может делать только свободный, ответственный человек. Вот тебе ключи от твоей собственной квартиры. Ты можешь жить совершенно самостоятельно». Замечу, что к тому моменту ее квартира состояла из пустой комнаты и металлической двери. До самого утра дочь думала, взвешивала, насколько она ответственный человек. Наутро, возвращая ключи, сказала: «Я поняла, что еще не совсем свободна. Поэтому, наверно, я завершу дипломную работу, окончу университет и буду принимать решение».

— Прекрасный пример. Как Вы думаете, сколько реально коучей первых лиц сейчас в России?

— Есть люди, профессионально занимающиеся коучингом, они реально зарабатывают себе этим на жизнь. Есть те, кто практикует как коуч, и группа тех, кто этим занимается факультативно. Работающих профессионально — несколько десятков. Практикующих коучей, думаю, несколько сотен. Людей, факультативно этим занимающихся и не скрывающих этого, можно найти около тысячи. И все же мне кажется, что профессиональный коучинг постепенно складывается в нашей стране, и я не исключаю, что он достигнет масштабов профессионального ремесла. Для меня в данном случае коучинг важен как подход, некий способ оказания помощи другому человеку, когда оказываемая помощь может достаточно умело, этично, деликатно, глубоко выстраивать и фасилитировать процесс развития.

Для меня коучами являлись люди, которые, так или иначе, создавали некие условия для преодоления самих себя, собственных стереотипов, каких-то внутренних барьеров. Приведу пример. Мне необходимо было пройти обследование у кардиолога. Конкретного врача рекомендовали очень уважаемые люди. Я плачу большие деньги и в назначенное время захожу в кабинет. Врач меня встречает, мы здороваемся. На вопрос, зачем я пришел, объясняю, что меня беспокоит. Звучит следующий вопрос: «Вы курите?» Я ответил, что да. «Вот когда бросите, тогда и приходите…» Это коуч. Он очень многому меня научил и в смысле отношения к себе, к своему здоровью. Готов я преодолеть себя, сделать первый шаг или нет. А может, я надеюсь, что кто-то за меня все решит. Этот антикоучинговый анекдот многие знают: сидит человек вместе с друзьями, пьянствует, вдруг кто-то обращает внимание: «Слушай. Тебе же доктор запретил пить?!» — «А я ему дал сто долларов, он мне и разрешил». Это антикоучинговый подход к жизни. Кто-то вместо тебя может что-то сделать, решить за тебя или во имя тебя. Попытка найти это собственное «я», опереться на него, принять на себя всю полноту ответственности за свою судьбу, свой бизнес, свою жизнь… каким-то странным образом вдруг стала восприниматься как сложная, с точки зрения самого человека. Мол, кто-то должен ему помочь, выступить этим вторым «я», в качестве этого самого коуча.

Почему они не меняются?

— Недавно мы закончили серию интервью на тему: как управлять людьми, которые гораздо умнее тебя. Получили довольно много интересных высказываний от первых лиц компаний. Практически в каждом интервью, где-то явно, где-то не совсем, звучала фраза, по сути, из песни Макаревича «пусть этот мир прогнется под нас». Российские руководители, однажды начав свой бизнес и поймав Жар-птицу за жабры, не хотят меняться. Они желают, чтобы сотрудники подстраивались под них. Так ли это? Да и вообще надо ли меняться? Если надо, то почему не меняются?

Полная версия статьи в печатной версии Журнала Управление персоналом или через 3 месяца на сайте.

Источник: top-personal.ru