«Если вещь достойная, ее стоит делать, пусть даже плохо» (Честертон Г. К.)?

Автор: Беседовала Оксана Паничкина

«Если вещь достойная, ее стоит делать, пусть даже плохо» (Честертон Г. К.)?

Максим Соловьев: Не согласен. Не мой принцип. Делать плохо вообще ничего нельзя — лучше тогда не начинать. Я для себя вывел один принцип в бизнесе: нельзя со своей позиции смотреть на текущую ситуацию.

Надо сделать шаг в сторону, а может быть, и шаг вверх и посмотреть на ситуацию с позиции руководителя. Или с позиции человека, который является для тебя авторитетом. В свое время авторитетом для меня был не непосредственный руководитель, а человек на две позиции выше меня. Своих непосредственных руководителей авторитетом я тогда, честно признаюсь, не считал. И когда надо было решить определенный вопрос, проблему, я всегда вставал на позицию своего авторитета и думал, что бы сделал он в этой торговой точке, в этой ситуации.

Конечно, я не был уверен, что мои представления о его предполагаемых поступках совпали бы с реальностью, но я изо всех сил старался смотреть на ситуации с его позиций — жизненных и бизнес-позиций. Я анализировал: а что бы ОН сделал на моем месте? И уже мои руководители видели, что я думаю и принимаю решения на более высоком уровне. И на более качественном уровне их исполняю, что выгодно отличало меня от других. Через год это привело меня на более высокую ступень. Так я делаю и до сих пор. Просто с каждым шагом все труднее найти для себя авторитетную модель, на чье место можно встать и подумать. Сейчас тот этап, когда настал конечный момент: теперь надо думать самому — уже не на кого опираться. В моем окружении уже нет близких людей как с профессиональной, так и с личностной точки зрения, на которых можно равняться. Знаешь человека с профессиональной точки зрения, но с личной нет. Важно, чтобы эти характеристики совпадали. Любой вопрос, связанный с бизнесом, так или иначе связан с людьми. Восточный менталитет очень туго завязан на личных контактах с людьми. Надо соблюдать эти две характеристики: и профессиональную, и личную.

Я задавал этот вопрос своему руководителю, еще будучи торговым представителем: «Ведь настанет момент, когда я до всех точек дойду, везде поставлю наше оборудование, везде будет наша жевательная резинка: и что дальше?» А он сказал: «Не переживай, на твой век еще хватит». Так и здесь. Нет предела совершенству. В данный момент я смотрю на ситуацию с позиции разных людей и принимаю решение в зависимости от ситуации.

 Да, сейчас у меня нет ни одного яркого авторитета, но есть много интересных, профессиональных личностей, к которым я обращаюсь в разных ситуациях. Один является профи в одном вопросе, а другой — в другом. Нет сбалансированных людей. Мне раньше казалось, что такие есть. Тот человек казался мне идеалом, но сейчас я несколько поменял позицию.

В свое время мы создавали тренинг по подбору персонала. И когда работали над портретом идеального кандидата (по направлениям: опыт, знания, мотивация и поведение), то в направлении «поведение» для оценки кандидата мы использовали различные техники: кейсы и прочее. Поведенческие характеристики проверяются именно в подобных кейсах, так как в них проецируется жизненный опыт. Я соглашусь с тем, что интуиция — это не некое магическое шестое чувство, а жизненный опыт. И когда в жизни возникают схожие ситуации (которые уже были до этого), откуда-то из глубин сознания приходят верные решения, так как ты это уже проходил, имеешь опыт и уже представляешь, к чему приведет то или иное твое решение.

Татьяна Замятина: Медицина — святая святых. В этой сфере работают лучшие умы. Как можно делать свою работу плохо в таком случае? Опустим моменты создания космических кораблей, но лечить человека — это высшее проявление профессионализма мозгов, ума. И потому плохо, когда на первом месте стоит коммерция. Это недопустимо: в таком случае мы становимся бездушными машинами. Ради чего тогда мы все делаем? Ради зарабатывания денег?

Такие классики, как Достоевский, Островский, писали о разложении дворянства в обществе. О том, что у людей отсутствовал мотив к работе, созиданию. И тогда человек деградировал, разлагался. Прогрессом двигает труд и стремление к определенным целям, вершинам. Но все зависит от истоков, социума, в котором человек произрастает, находится. Я всегда вспоминаю в данном случае людей, которые живут в теплых странах, где растет множество бананов. Эти люди могли бы стремиться к лучшей жизни, но они довольствуются бананами.

 Человеку нужен сравнительный анализ с кем-то другим, человеком движет стремление к различным целям, лучшие успехи своего коллеги или знакомого, друга. Если есть пример — тогда человек к чему-то стремится. И нет предела совершенству. Если началась стагнация — надо стремиться дальше. Каждый в жизни занимает определенную нишу. Очень важно почувствовать, в какой нише тебе комфортно. Зависть — отвратительное чувство, я его не приемлю. Я готова помогать, быть рядом, когда понимаю, для чего я это делаю, вижу плоды труда и результат. Я помогаю своему коллеге и супругу, потому что вижу, что нужна ему.

Александр Байер: А что значит «плохо» или «хорошо»? А судьи кто? То, что выглядит плохо в этом году, может оказаться катастрофически эффективным через 7 лет. Поэтому я абсолютно согласен с этой фразой, на все 100 %. Можно использовать ее как девиз жизни. Мы должны сделать этот проект. А как? Наилучшим образом, как тебе кажется. Это достижимо. Важно в принципе приступить к осуществлению сложного проекта, не рефлексировать. Потому что можно долго сидеть на одном месте и мечтать о том, как хорошо можно все сделать, но не сделать вообще ничего. Так что главное — сделать, максимально выложившись, а уже потом оценивать результат. Быть перфекционистом сложно. Всегда может найтись человек, который сделает ту же работу лучше. Но это не означает, что не надо браться за новые для тебя дела, только так нарабатывается опыт, методом проб и ошибок.

Это бич времени. Если мы постоянно критикуем любого менеджера, который сделал хоть какое-то движение, то желание делать любые движения пропадает. И кругом появляются конформистские позиции. Люди перестают вообще принимать какие-то решения — в коллективах, в политике. Это становится непопулярным, потому что тут же свора собак срывается с цепи и начинает грызть своей критикой любого, кто сделал хоть что-то, принял хоть какое-то мало-мальское решение. В России только избранные люди способны принимать решения. И этих людей, как правило, все знают. А за ними идет вереница негатива. Мы не видим самого главного: человек набрался мужества и принял это решение. А эффективное оно или нет, покажет время. Наверное, когда достойный человек принимает решение, он старается сделать все наилучшим образом, как он для себя это видит. Каждый человек так считает. Только мотивации могут различаться. И надо еще смотреть, на чем основана мотивировка проекта. С менеджерской точки зрения, надо уметь правильно расставлять морковки по течению графика проекта. Так и в жизни. Всегда надо смотреть, какой стимул ведет человека в проекте. Может быть, есть скрытые мотивации. И ставку надо делать на них! Качество для меня не является панацеей, для меня ценнее сама решительность взяться за проект. Качество всегда можно откорректировать, исправить, снабдить ресурсом, если цель того стоит. Весь вопрос в целеполагании и в достижении цели.

Евгений Потапов: Лучше не делать вовсе, чем что-либо делать плохо. И не важно, достойная это вещь или не очень, плохо сделают другие, а нам надо только хорошо и даже отлично.

Наталья Шевчук: «Плохо» можно делать, если «хорошо» сделать некому, а надо. Именно поэтому лучшие из нас понимают, что учиться и познавать новое необходимо всю свою жизнь. Эти люди и делают в результате что-то полезное и нестандартное. Но нужна система подготовки таких работников, непрерывная обучающая программа и стимулирование всех членов команды. Именно тогда рождаются 3D-принтеры и телепатические пульты управления для ТВ.

Владимир Богданов: Я бы согласился с дополнением: если сразу хорошо не получается, но к совершенству надо стремиться. Ведь нет ничего хуже, чем хорошая идея, реализованная плохо. Хрестоматийный пример: отечественные автомобили. Ведь сам по себе дешевый, доступный автомобиль — вещь достойная. В середине прошлого века именно доступность автомобилей стала одним из ключевых факторов роста экономики, это и автопромышленность, и дорожное строительство, и инфраструктура, и малый бизнес, мобильность населения, наконец. А отечественные автомобили, увы, как раз «плохо сделанная достойная вещь», поэтому и результат пока далек от американского.

Василий Пушкин: У меня есть другое выражение: «Если какое-то дело достойно, чтобы его делать, то надо его делать хорошо». Плохо делать нельзя. У меня отец говорил: «Делай все хорошо, а плохо само получится». Надо на это себя и настраивать. «Делай что должен, и будь что будет». Почему я люблю повторять эту фразу? Это относится и к бизнесу, и к спорту — проверено на практике. «Хочешь всю жизнь не работать — выбери себе дело по душе». Я всю жизнь стремлюсь к тому, чтобы не работать. Но все равно неудовлетворенность собой есть. В бизнесе ведь одно слово иногда стоит миллионы. Сказал неверное слово — проиграл, не сказал — не проиграл и так далее. Со временем начинаешь относиться к этому легче — как к игре.

Алексей Шаронов: Плохо делать ничего нельзя. Нужно делать то, что получается хорошо. Нельзя быть плохим продавцом — лучше совсем не торговать. Надо правильно выстроить свою стратегию, а потом уже иметь тактику каждодневной работы. Но делать что-либо плохо неправильно. Например, мы не стремимся иметь в банке все возможные банковские услуги. Я понимаю, что, предоставляя какую-то услугу плохо, я не найду клиентов и испорчу имидж банка в целом.

Мария Горшкова: Ни в коем случае! Достойную вещь можно недостойно подать убогим воплощением! Есть один интересный пример на эту тему. В одном нашем заведении работала администратором женщина. И пять раз в неделю туда приходил мужчина с одной и той же женщиной, 1–2 раза в день. И вдруг этот мужчина пришел к нам с другой женщиной. Администратор ему тут же сказала: «Мужчина, вы всегда ходили к нам с женой. Я первый раз вижу вас с другой женщиной». А «другой женщиной» оказалась как раз жена. После этого инцидента администратора мы уволили. Как может администратор вмешиваться в личные дела клиента? Он тут же перестал к нам приходить, так мы потеряли преданного нашей компании гостя, человека, который годами ходил в одно и то же заведение, человека, которому все нравилось, и он водил туда свою любовницу. А мы так его подставили. Поведение администратора повлекло за собой последствия, которые исправить было уже невозможно, какими бы мы потом блюдами ни угощали клиента.

Игорь Борисычев: В идеале все надо делать максимально хорошо, а тем более достойные вещи. Но если понимать эту фразу как разновидность выражения «Цель оправдывает средства», то стремление именно к достойной цели действительно многое прощает. Если хочешь многого добиться — надо ставить перед собой только высокие цели и достойные задачи. Бывают такие моменты, когда не знаешь, как достичь поставленной цели, но ее в любом случае надо достичь — обязательно. На пути к цели возникают какие-то решения, дополнительные ресурсы. Прежде всего на пути к цели важны человеческие ресурсы, люди. Остальное все приложится. Нет людей — не будет успешного результата.

Алексей Носов: Скорее всего, да, если речь идет о достойной цели. Можно привести простой пример из музыки. Мы ведь знаем, что настоящих гениев музыки очень мало. Но детей все равно отдают в музыкальные школы, и дети исполняют эти композиции, одни талантливо, другие нет. К идеалам надо приближаться, надо хоть как-то пробовать это делать. Если ты не попробуешь, то как поймешь, что это твое? А если ты плохо делаешь все, это уже твоя привычка — работать спустя рукава, то это уже другая история.

Если раньше мы вели бизнес по интуиции, то сейчас о многих процессах надо знать, надо читать, нанимать людей, которые знают. Если в бизнесе больше чем три человека, то просто так на интуиции не выедешь. Я замешан в разных бизнесах. Если компания средняя, со штатом более 30 человек, то обязательное условие ее успеха, чтобы бизнесом и управлением людьми занимался профессионал. Часто это не владелец компании.

Источник: Журнал Управление Персоналом