«Любое добавление к правде идет ей в ущерб» (Солженицын).

«Любое добавление к правде идет ей в ущерб» (Солженицын).

Татьяна Замятина: Прокомментирую данное выражение с точки зрения бизнеса в медицинской сфере: что касается излишней правды и тонкостей работы любого медицинского работника. Обыватель не владеет всей, связанной с медициной информацией, это специфическая сфера. И он по-разному истолковывает полученную от профессионала информацию, исходя из своего жизненного опыта. Также многое человек просто домысливает, допридумывает. Поэтому некоторая информация от врача может навредить клиенту.

Я читала в медицинском колледже курс медицинской этики. Так вот, исходящая от врача информация — это возможность определенного манипулирования жизнью и смертью человека. Она не должна переходить за определенные рамки. Профессионал должен чувствовать, насколько человек может вынести полученную информацию. Поэтому есть определенные ограничения, такт. В медицине он обязательно должен присутствовать.

Не каждый человек готов выслушать свой диагноз, прогнозы. Бывают пациенты, которые, приходя в клинику, говорят: «Я уже был в одной клинике. И мне там сказали, что все настолько плохо, что мне теперь и жить не хочется». Иногда оптимистический взгляд приносит свои положительные плоды. А иной раз нужна горькая правда. И если человек не угадает, как поступить в каждом конкретном случае, это может здорово ударить по пациенту. Надо быть очень тонким психологом. Но всегда часть информации остается за кадром. Врачи, имеющие высшее образование, проходят курс медицинской этики — они просто должны быть психологами.

Все проявляется во время работы. И какими бы мы ни были, мы прозаичны и опытны в контакте с людьми. Иногда приходящие на работу сотрудники кажутся такими, какими мы хотим их видеть. Поэтому мы можем ошибиться в человеке — мы доверяем ему. И вообще, «я сам обманываться рад». Всегда хочется видеть в людях прежде всего их позитивные стороны. Генерал должен задавать направление — оно должно быть позитивным, грамотным в плане организации бизнес-процессов, созидательным. А команда сама собой уже абсорбируется. Остаются те сотрудники, которые принимают данное направление, хотят с ним работать, оно им интересно. Поэтому, бывает, что в команде появляются ненужные люди, но со временем они все равно сами же и уходят.

Максим Соловьев: Правда есть правда. Зачем ей чем-то обрастать? Зачем приклеивать к ней дополнения? Факт есть факт, цифра есть цифра. Я всегда предпочитал честно отвечать на те вопросы, которые мне ставили. Если вопрос был поставлен неграмотно, нечетко, то я отвечал частично. Я предпочитаю не говорить правду, если вопрос задан некорректно. Какой вопрос — такой ответ. Есть бизнес-моменты, которые не нужно всем знать. Есть коммерческая тайна. А есть некорректные вопросы, на которые предпочитаешь не отвечать.

Александр Байер: Спорить с Солженицыным сложно. И дать односложный комментарий по данной теме проблематично, потому что непонятно: добавление к правде правдивое или нет? Добавления бывают разные. Из личного опыта могу сказать, что иногда определить, что было правдой, а что нет, практически невозможно.

Отсюда затруднения в принятии решений, потому что постоянно приходится искать эту правду. Когда очередная иллюзия становится для тебя похожей на правду, ты уже готов принять все за чистую монету и вынести свой вердикт — окончательное решение. Так выглядит весь менеджмент. Отсюда огромное количество манипуляций персоналом собственными «топами» (когда персонал манипулирует своим руководством). Поэтому для меня это настоящее искусство: уметь определять, где реальность, а где иллюзия и манипуляции. И я согласен с Солженицыным.

Но со временем можно научиться отличать правду от манипуляций. Здесь две составляющие. Первая — по форме. Это психологические навыки, которые приходят с опытом, их можно изучить. И психологи это умеют делать: по внешнему поведению человека определяют, когда человек пытается вами манипулировать, а когда говорит правду. А второе — по сути, надо знать предмет. Если знаешь предмет, манипулировать тобою тяжело. Ощущение правды становится более адекватным. Если не знаешь предмета — манипулировать тобой легче. «Топы», которые понимают, чем управляют, не подвержены манипуляциям. А вот управляющими по форме «топами» можно манипулировать.

Бизнес — одна из граней человеческого бытия. Если человек нечестен в одной из сфер, ему крайне трудно быть честным в другой сфере. Поэтому если его ценности позволяют быть нечестным в бизнесе, то такой человек и в семье будет бесчестным. А если нет, то наоборот. Я не считаю бизнес сферой, оторванной от других сфер жизни. Внешние формы, внешнее воздействие могут сталкивать менеджера с его собственного пути. И перед человеком встает вопрос выбора. Одни подвержены изменению в худшую сторону, а другие четко придерживаются своей позиции. Каждый решает сам, какой дорогой ему пойти.

Евгений Потапов: Абсолютно точно. В результате любого добавления к правде мы получаем коктейль из правды и лжи, то есть из двух полярных компонентов. Причем незначительное количество лжи способно испортить любое количество правды. Правда — это не философское понятие, в отличие от истины, и если рассуждать на эту тему, то в изречении логичнее было бы использовать слово «истина».

Наталья Шевчук: В жизни все неоднозначно, а правда многогранна и обычно скрыта за обещаниями политиков и рекламой. Нужны умение и навыки, чтобы, работая с различными источниками информации, современными средствами коммуникации, составить объективную картину происходящего для минимизации рисков и ошибок. Для решения таких сложных задач необходимо иметь образованную и профессиональную команду.
Правда у всех своя, поэтому всякое к ней добавление просто проясняет ваше к ней отношение.

Владимир Богданов: С точки зрения бизнеса, особенно в сегодняшнем глобальном мире, это не совсем справедливо. В компании есть распространенная шутка, что любую проблему можно списать на miscommunication, т. е. на недостаток обсуждения темы, ведущий к отсутствию полного взаимопонимания. Поэтому я придерживаюсь принципа: продолжай объяснять что-либо до тех пор, пока не получишь подтверждения того, что партнер понимает тебя именно так, как ты хотел бы.

Василий Пушкин: Это примерно то же самое, когда женщина хорошо, стильно, опрятно одета, у нее красивый макияж — она выглядит прекрасно. Но если чуть переборщить с макияжем, то можно принять ее не за ту. Так и здесь. Когда человек много говорит, оправдывается и затем еще несколько раз возвращается к одному и тому же моменту, это настораживает — такое поведение не похоже на правду. Поэтому всегда к таким людям подозрительно относятся. А Солженицын, думаю, говорит в данном случае о глобальный правде, что к ней ничего нельзя добавить, что настоящая правда — само совершенство. Иногда же человек берет за основу правдивую историю, но потом увлекается, стараясь приукрасить ее. Да так увлекается, что сам начинает верить в то, что рассказал, и остаются от правды рожки да ножки, получается вымысел.

Алексей Шаронов: Солженицына трудно комментировать. Эта фраза законченная. Я же скажу обратное: любое добавление лжи к правде делает ее крайне опасной, потому что когда вся информация правдивая, но ты немножко соврал, то это тоже принимается за правду. В этом случае возникает опасность для получающего информацию.

Мария Горшкова: Полностью согласна! Правде не идет «одежда». Правда должна быть всегда «голой»!
Но бизнес есть бизнес, жизнь есть жизнь — нас многократно обманывали. Часто предприниматели обещают то, что не могут выполнить, заявляют о том, чего не имеют. Государство тоже с нами часто «шутит»: постоянно меняет правила игры, которая называется «Закон». Тут приходится лавировать, но быть при этом честным. Это наша принципиальная позиция. Любой закон можно честно обойти — всегда есть схемы. Но эта правда всегда получается голая. То есть существуют схемы, по которым законно можно обойти закон. Но я за честность в любом случае.

Игорь Борисычев: Если ложь во имя спасения, то иногда лукавство можно применять без какого-либо вреда — это будет только для пользы дела. Сплошь и рядом в жизни и в бизнесе складываются такие ситуации, когда человеку нужно молчать, а иногда даже лучше соврать. Есть общие правила, которые люди усвоили за последние двадцать лет.

Формирование данных правил шло во время становления нового предпринимательства в России. Поэтому в рамках таких правил все и работают. Здесь есть место и маленькому лукавству, но есть и продуманные вещи — крупная ложь, а ее в бизнесе нельзя допускать ни в коем случае. В некоторых моментах в бизнесе в среде предпринимателей существует негласная договоренность. Что касается проблем, связанных с налоговым или таможенным законодательствами, то все всё понимают, но многозначительно молчат.

Алексей Носов: Я согласен с этим. Но настоящая истина, правда, голая правда, никому не нужна. Это раз. Она возмутительна и оскорбительна для всех. Так устроен мир. Полувранье для всех намного удобнее и приятнее. Невозможно жить в правде. И в бизнесе тоже. Мой бизнес не связан с хитростью или обманом кого-то. А есть бизнес, который основан на «разводе». Например, когда люди продают торговые марки — то, что невозможно потрогать. Или же, например, что-то оценивают. Бизнесов много. Но голая правда никому не нужна.

Есть евангельская истина: любая человеческая мысль является враньем. Что уж тут говорить о делах и словах, если даже мысль — вранье!.. Мы ведь все состоим из эмоций, а эмоции не правдивые, они живые, им присуща эмоциональная окраска. А она бывает разная: это и гордость, и глупость, и возбудимость — много окрасов, целый конгломерат. У меня однажды было желание написать методичку, она называлась бы «Жизнь». Там были бы следующие заголовки: «Еда», «Женщины», «Дети», «Музыкальные инструменты», «Друзья» и так далее. По каждому предмету можно было бы написать пару правдивых строк. А потом я подумал: «Ну и кому это надо? Суровая правда жизни никому не нужна».

Источник: Журнал Управление Персоналом