Самоназначаемые шерифы создали Америку?

Автор: А. Гончаров

Самоназначаемые шерифы создали Америку?

Мир меняется. Стремительно. Необратимо. Традиционные системы и представления уходят в прошлое. Зацепиться за ускользающую реальность не получится, уверен Николай Злобин, профессор, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (бывший Центр оборонной информации США, Вашингтон), политолог. О современности и современниках, «вечной» мафии и карающем правосудии, глобальных вызовах и национальных ответах — в интервью «УП».

Америка своим созданием обязана мафии

— Один российский олигарх по ТВ сказал, что правосудию в Испании он вынужден был рассказать о том, что испанская мафия под угрозой заставила его платить ей дань... Правда ли, что и в США также есть мафия, кроме итальянской?

— Америка осваивалась снизу первопроходцами. Государства как такового в тот период развития страны не существовало. Кольт был миротворцем. Каждый городок, где имелся шериф, жил по своим правилам (шериф носил значок, придуманный им самим), до тех пор пока кто-нибудь его не пристреливал. Тогда назначался другой шериф. Это был достаточно жестокий период истории. На континент бежало много преступников из Европы, другие туда ссылались. Не было полиции, законов, государства. Полиция представляла собой народное ополчение, когда все собирались и отбивались от других. Это к слову о мафии…

А у нас не формируются сегодня «Соединенные Штаты России»?

В США нет коррупции в российском смысле этого слова. Американцы любят сословность, принадлежность к клубам. Если ты имеешь документ, подтверждающий родство с полицейским, то тебя, скорее всего, отпустят.

Отсюда пошли масоны, т. е. принадлежность к каким-то организациям, которые защищают своих. Это традиции Америки: я хозяин своей земли. Мне не нужна полиция, государство, мне не нужна власть. На каком-то этапе пришло понимание, что проще договориться, чем убивать друг друга. Были приняты законы, но сама концепция, что мы собрались и придумали закон, до сих пор приводит к тому, что американцы любят свои законы и не любят власть. Американцы считают, что власть — это вредная вещь, правительство, даже самое лучшее, — неизбежное зло. Но главное, что законы в моих руках, а государство необходимо лишь для согласования каких-то стратегических вещей, в том числе внешней обороны…

Олицетворением успеха и американской мечты стал Дядя Сэм (Uncle Sam — шутливая расшифровка аббревиатуры US (United States), которая в виде штемпеля ставилась на упаковки с мясом). Реальным прототипом собирательного образа стал торговец мясом Сэмуэль Уилсон, воплотивший в себе представления американцев о честности, труде и патриотизме. Сэмуэль начал самостоятельную жизнь в 14 лет без цента в кармане, став затем процветающим дельцом. Со временем Дядя Сэм стал синонимом стопроцентного американца и самой Америки как символ жизни по принципу опоры на собственные силы.

Америка — страна огромных мафиозных традиций

Все американские фильмы — это романтизация преступлений и преступников. Американцы до сих пор считают себя крутыми. Когда возникнет опасность, американец, сидящий с банкой пива на диване, вытащит свой карабин, а не будет звонить 911.

В США нет государственной коррупции в чиновничьем смысле этого слова. Бюджетные деньги там «пилятся» публично. Несколько поколений назад американцы давали взятки полицейским на дорогах. Сейчас это невозможно. Ты не можешь подкупить судью, чтобы что-то сделать в обход закона.

В начале 90-х годов я написал статью, в которой использовал новое, придуманное мной слово — мафиократия. Описывая события в России, я отметил, что Ельцин постоянно сталкивался с мафией и коррупцией. Я предположил, что надо открыть глаза и увидеть, что многие так называемые мафиозные структуры могут организовать жизнь в стране гораздо эффективнее, чем чиновники. Мафиози отбирают заводы и тем самым дают возможность людям работать, создают инфраструктуру вокруг этих заводов, а чиновникам это не нужно.

Возможно, правительству США стоит перестать помогать правительству Ельцина бороться с мафией и начать помогать мафии бороться с правительством Ельцина — таким был мой вывод.

Это хороший американский вопрос: «Кто выигрывает коммерческое, экономическое соревнование между государством и не государством?» В значительной степени и президент США — слабая фигура. Внутри страны он особо ничего не может. Ему надо говорить с конгрессом, губернаторами, по большому счету любой мэр может просто не пустить президента в свой город. Плюс на это накладывается активность гражданского общества.

Огромное количество людей, которым до всего есть дело. Это ведь тоже начиналось с нуля. И в результате превратилось в огромную мощную организацию, которую боится любой мэр и любой президент. С ней пытаются договориться, она играет колоссальную роль в истории страны. Прибавим сюда сравнительно свободные СМИ и т. д. Все это привело к тому, что мэра Вашингтона держат в тюрьме, потому что он не там припарковался...

В бедном обществе демократии не может быть по определению

— Объясните парадоксы: в странах, граничащих с Ливией, люди живут гораздо хуже, а в благополучной Ливии вдруг революция. Компании хотят не только заставить персонал работать, но и навязать своим сотрудникам корпоративный дух. Каддафи тоже, наверное, работал над этим, создавая в закрытой стране свой «корпоративный» дух, и вмиг потерял все...

— В Ливии финансовый вопрос действительно не играл основной роли, это факт. И то, что Ливия сегодня после большой революции не требует финансовой помощи, тоже факт. Если Египет, Ирак, Афганистан требуют больших вливаний извне, в первую очередь из американского бюджета, то эта страна нет. Скорее, это вопрос менеджмента. Есть теория, согласно которой на каком-то этапе экономического развития общества люди начинают острее воспринимать нефинансовые ценности. Отсюда начинается демократия. В бедном обществе демократии не может быть по определению. Есть разные теории на этот счет. Историки, экономисты, эксперты, политологи более-менее сходятся в том, что где-то с уровня 20 тысяч долларов в год ВВП на человека можно говорить о том, что страна способна развиваться демократически. Есть страны в Африке, где люди живут на доллар в день и не восстают. Умирают от голода, засухи и не выходят на улицы, им некогда бузить. Но на определенном этапе люди начинают задумываться о такой вещи, как справедливость, как бы это патетически ни звучало… Мне кажется, что одна из проблем ливийской ситуации — это нарастающая волна чувства несправедливости при общем благополучии. Проблема не только в финансовой несправедливости, но и в возможности управлять этими финансами, доступе к принятию решений. При всем богатстве ливийцев они не могли ездить за границу, страна была закрыта. Алжирцы и сирийцы ездят в Европу, а эти люди были заперты в своей стране. К тому же большинство не любит контроля там, где не видит, что он необходим. При этом они все больше и больше узнавали о том, как живут люди за границей (через спутниковое телевидение, Интернет), все это усугубляло чувство замкнутости и несправедливости. Там были запрещены оппозиционные движения. В итоге произошел взрыв. Гении не могут быть организованы, они живут по своим законам. Любая организация людей для середняков.

В Америке на тебя не смотрят как на «лузера», если ты разорился

— Крупные российские корпорации задумались над тем, как стать глобальными. Что делает Америка для привлечения «умных голов» со всего мира? Как эти процессы влияют на образование?

— Американский рынок сегодня может предложить специалисту гораздо больше: от высокой зарплаты до быстрой карьеры. Америка до кризиса была хороша тем, что там практически невозможно обанкротиться. Ты все время имеешь новый шанс. На тебя не смотрят как на «лузера», если ты разорился. Не повезло — иди в банк и бери кредит.

Самое обидное там быть не «лузером»: попробовал — проиграл, а «квиттером» (quitters): попробовал — и бросил. Американцы постоянно учат духу предпринимательства: never give up — никогда не сдавайся, встань, отряхнись и иди дальше. Когда я преподавал в одном из университетов, на лекции приходили 40–60-летние слушатели с целью как-то изменить свою жизнь. Над ними никто не смеялся, не иронизировал. Это нормально. Американцы вообще считают, что каждые пять-семь лет нужно менять карьеру, иначе ты теряешь чувство реальности, обрастаешь толстой шкурой и не чувствуешь влияния времени.

Американцы сильны в том, чтобы найти нетрадиционный путь

В 1991 году, когда я начинал жить Нью-Йорке, столкнулся в Калифорнии с бизнесами, которые назывались next cool thing — следующая прикольная вещь. Агентство нанимает фотографов, которые едут в Гарлем или другой колоритный район Нью-Йорка и фиксируют жизнь такой, какая она есть: во что одеты люди, какую обувь, украшения носят. Так появляется новая мода. Многомиллиардный бизнес начинает развиваться на том, что по большому счету просто необходимо иметь хороший вкус, цепкость, незамыленный взгляд. Большинство в мире, и в США в частности, платят за оппонирование традиционной идее. Если ты способен бросить вызов традиционной идее — молодец. Вся американская культура построена на том, чтобы сделать не так, как в Европе. Америка живет по принципу: платить за то, чтобы повторять кого-то, нет смысла; платить за то, чтобы улучшить кого-то, тоже не великая идея.

Нокиа — маленькая деревушка в Финляндии — вдруг стала местом рождения колоссального мирового бренда. Там знают успешный путь. Но все остальное, что было сделано, начиная со Стива Джобса, это движение вопреки. Сегодня именно это работает.

Дети должны жить лучше, чем их родители, а внуки лучше, чем дети

В США самые успешные диаспоры — южнокорейские. Там даже есть поговорка: когда кореец переезжает в Америку, то папа и мама моют посуду в ресторане, дети уже владеют этим рестораном, внуки учатся в Гарварде, а правнуки преподают в Гарварде. Таков принцип американской жизни, и ради этого иммигранты едут в США. Дети должны жить лучше, чем их родители, а внуки лучше, чем дети. Это огромный стимул.

Полностью материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 24 за 2011 год

Источник: Журнал Управление Персоналом