«Хочешь что­-то получить от коллег и подчиненных, сначала обучи их!»

Автор: Беседовала Алена Аленкина

«Хочешь что-­то получить от коллег и подчиненных, сначала обучи их!»

Обучение перестало быть развлечением или отдыхом, стало новой формой работы, новой формой стимулирования персонала.

Сложность в том, что рынок труда сегодня предлагает большое количество тренеров по продажам, но совершенно не обладающих способностями к разработке новых тренингов — тренингов управленческих, мотивирующих и т. д. Выход один: трудоустраивать перспективного работника и проводить тренинг для тренеров. Такой специалист, кстати сказать, и стоит дешевле. Важным моментом при наличии штатного тренера является обеспечение его загруженности, обеспечение его постоянной тренерской работой, постоянного его развития как тренера. При принятии решения о приеме штатного тренера нужно разрабатывать программу его адаптации минимум на 6­12 месяцев. Только по окончании этого длительного периода тренер сможет самостоятельно ставить задачи и осуществлять функцию, ради которой вы его нанимали.

Между тренингами и карьерным ростом есть прямая связь. Тренинг позволяет не только обучать резервистов знаниям и навыкам, которые указаны в их индивидуальных планах развития как «зоны несоответствия», но и оценивать резервистов, оценивать их динамику в период нахождения в кадровом резерве.

Почти на каждом тренинговом мероприятии происходят интересные случаи. Например, после тренинга по тайм­менеджменту одна из участниц (руководитель структурного подразделения) определила для себя как ценный результат: «Оказывается, что слово «нет» или отказ коллегам не расстраивает их, не наносит им моральной травмы, а воспринимается лишь как производственные трудности и говорить «нет» на работе даже полезно!»

Очень важными для специалистов в области управления персоналом являются ситуации, когда на рядовом тренинге по управленческим компетенциям вдруг специалист демонстрирует развитие компетенций на управленческом уровне. И подобные «открытия» в комплексе с оценочными процедурами позволяют рассматривать такого специалиста в качестве кандидата в кадровый резерв.

Принцип «Обучают лучшие» означает, что внутренними преподавателями могут стать только лучшие сотрудники — те, что являются профессионалами в своей деятельности, пользуются авторитетом, обладают умением и желанием обучать других. Внутренним преподавателем может стать как руководитель, так и сотрудник, который заявит о своем участии в подготовке и проведении корпоративного обучения в отдел обучения и развития персонала. Лучшие тренеры — это внутренние тренеры. Это мое глубокое убеждение.

Ощущение тренера как части команды коллег — это большой запас прочности в проведении обучающих мероприятий.

Татьяна Валерьевна Ситникова , начальник управления по работе с персоналом ОАО «Газпромнефть­Новосибирск», sitnikova.tv@nnp.nsk.su

Журнал управление персоналом январь 2012 г.