Тренинг не изменит сотрудников, но настроит их на боевой лад

Автор: Беседовала Анна Лаврова

Зачем нужны тренинги?

Петр Белый:

— Мы сейчас обучаем сотрудников маркетингу и стараемся это сделать так, как делают в FMCG­компаниях. Нам важно перенять инструменты более активного, более out ofbox маркетинга с тех рынков, где конкуренция за потребителя в местах конечных продаж более жесткая. Дело в том, что до сегодняшнего дня фармацевтические компании находятся в привилегированном положении — у них есть медицинские представители, которые посещают врачей, провизоров и информируют их о продуктах. Медпредставители делают львиную долю работы. Но вполне вероятно, что в самом ближайшем будущем ситуация изменится: не исключено, что медицинским представителям запретят посещать врачей и провизоров. Если это произойдет, то фармацевтические компании, продающие свои продукты, лишатся мощного инструмента воздействия на потребителя, а основная маркетинговая активность будет больше всего похожа на ту, что есть на рынке FMCG.

Ирина Володина:

— Вопрос об организации тренингов для сотрудников может быть обусловлен несколькими причинами, в том числе необходимостью поднять квалификационный уровень персонала, обучить его новым компетенциям, вдохнуть азарт в сотрудника. Также тренинги могут быть использованы как некий бонус, который не даст персоналу однозначно нужных для работы навыков, но в целом повысит его лояльность к компании. Мы обычно выбираем выездные тренинги — и именно в такой форме они наиболее эффективны как в плане усвоения материала, так и в плане повышения «чувства локтя» в коллективе.

Тренинги — это не второе образование

Ирина Володина:

— Мы начали проводить тренинги около десяти лет назад — вначале из простого любопытства и в некотором смысле следуя моде, а затем, убедившись в эффективности тренингов, стали организовывать их из прагматических соображений. Надо четко понимать, что тренинги — это не второе образование. С помощью тренинга можно лишь улучшить некоторые компетенции человека, кардинально же изменить его при помощи подобных технологий невозможно, да и не нужно. Поэтому мы ориентируемся именно на классические тренинги, направленные не столько на обучение, сколько на совершенствование навыков. Обычно проводим тренинги по продажам, переговорам и тайм­менеджменту, причем отправляем на обучение не только продавцов, ведь эти навыки оказываются полезными практически для всех людей, вне зависимости от их профессии: все люди общаются между собой, и очень хорошо, когда они эффективны в коммуникациях. По нашим оценкам, это позитивно сказывается на психоэмоциональном состоянии сотрудников. Подобные тренинги всегда с энтузиазмом воспринимаются персоналом, так что они способствуют и повышению лояльности, и укреплению взаимоотношений между людьми.

Выбор тренера

Ирина Володина: — От тренера зависит абсолютно все при проведении тренинга. Мы работаем с некоторыми тренерами на протяжении нескольких лет, а отбор происходил и происходит довольно просто — по рекомендации, а также после самостоятельного прохождения тренинга и собственной оценки харизмы и компетентности ведущего. Собственно, способность зажечь в слушателях огонек и есть главный критерий, который являлся для нас ключевым при выборе тренера.

Петр Белый:

— Выбор тренинговых компаний и самих тренеров зачастую сводится к финансовым возможностям, к выделенному на это бюджету. Лучших все и так знают, но кто­то может позволить себе их, а кто­то нет.

Тренинг — дело добровольное?

Ирина Володина:

— Тренинги в нашей компании никогда не организовывались в ультимативной форме, да и проводим мы их в рабочее время, а это между тем важнейший фактор не только хорошего восприятия персоналом самого тренинга, но и готовности вобрать в себя все, что дает тренер. Другое дело, если персонал загоняется на тренинг насильно, да еще во внерабочее время — от таких тренингов может быть больше вреда, чем пользы. Мой знакомый руководитель однажды столкнулся с ситуацией сговора между персоналом и тренером: он попросту отпускал учащихся с занятий, а те покрывали его саботаж молчанием, и все были довольны.

Поэтому следует внимательно относиться к проведению тренинга во внерабочее время, и если уж организовывать тренинг, то надо быть уверенным в 100%­ной заинтересованности сотрудников посещать эти занятия. Нормальный тренинг не сделает сотрудника другим человеком, если специалист не устраивает вас по каким­то качествам, проще найти нового, чем вкладывать силы и средства в переобучение, тем более что шансы на успех крайне невысоки.

Петр Белый:

— За участие в тренингах внутри компании обычно идет борьба, потому что для сотрудников это новый уровень, залог более эффективной работы, достижение более высоких результатов за менее длительные сроки и капитализация своей стоимости как специалиста на рынке, в конце концов. Мы проводим очень дорогие тренинги. Поэтому с сотрудниками, которым предоставляем участие в тренингах, иногда подписываем долгосрочные или обязывающие контракты. Так мы можем обезопасить себя, сохранить специалиста для компании на длительный срок.

Оттачиваем мастерство

Ирина Володина:

— Тренинги могут служить лишь некими этапами повышения мастерства и в конце концов привести к карьерным подвижкам. Наша компания является научно­производственной, и продукция базируется на разработках ученых, которые являются основателями нашей компании. Очевидно, что едва ли тренинги способны подтолкнуть к новым изобретениям.

Хотя и «мозговой трест» нашей компании также иногда посещает наиболее интересные занятия. Сотрудники нашей компании, как правило, проходят по 2 тренинга в год. Никаких изменений в этом графике на 2012 год мы не планируем: продажи, переговоры, а для новых сотрудников намечен тренинг по тайм­менеджменту».

Петр Белый:

— Я считаю, что каждый человек рождается с каким­то талантом. Если этот талант связан в какой­то мере с работой, то это дает человеку преимущество, помогает сделать карьеру. Но и очень талантливым людям нужны тренинги, для того чтобы отточить свое мастерство и иметь конкретные навыки и натренированные до инстинктов технологии, которыми эти люди пользуются.

Журнал управление персоналом январь 2012 г.