Не бывает трудных участников, бывают трудные тренеры

Не бывает трудных участников, бывают трудные тренеры

Гули Базарова*

Введение

В рамках программы подготовки бизнес-тренеров большое место занимает блок практической отработки. Представленная вниманию читателей статья — результат анализа практикумов, которые проводят тренеры, обучающиеся на программе подготовки тренеров «Бизнес-тренинг: новые возможности развития организации».

В статье описаны наиболее распространенные причины появления «трудных участников». А именно ошибки и неточности, допущенные самим тренером: голосовые и речевые ошибки в процессе фасилитации и модерации, связанные с организацией времени и пространства, при работе с флипчартом и раздаточными материалами, ошибки метасообщения, самопрезентации, а также недостаточное внимание к участникам.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы вооружить читателей опытом других тренеров, который поможет сделать тренинг более эффективным.

Скорость речи. Когда тренер слишком быстро говорит, не все участники успевают понимать и усваивать информацию. Если же тренер говорит слишком медленно, «быстрые» участники могут раздражаться, а остальные начнут засыпать.

Слова-паразиты: «как бы», «типа», «короче», «это», «ну», «вот», «так сказать», «блин», а также всяческие «эканья» и «хмыканья» в речи тренера мешают участникам усваивать информацию. Употребление указанных слов-паразитов ведет к тому, что ведущий производит впечатление не слишком грамотного человека. Есть и «интеллектуальные» слова-паразиты. Если тренер через предложение употребляет: «ситуация трендирует», «императивное требование», «когнитивный диссонанс», «экзистенция», «интроспекция», «конгруэнтный», участники также не смогут сосредоточиться на содержании и будут испытывать раздражение.

Несоответствующий ситуации уровень громкости голоса является также частой ошибкой тренеров. Тренер, говорящий так громко, как будто собрал целый стадион, рискует обеспечить участников головной болью; тренер, говорящий слишком тихо, вызовет напряжение. Суть в том, что громкость голоса должна быть соотнесена с ситуацией: если тренеру нужно успокоить разговорившуюся группу, помочь участникам сконцентрироваться после эмоционального упражнения, лучше говорить несколько тише и спокойнее, чем обычно. Если цель тренера — эмоционально завести, подбодрить участников, привести их в активное состояние, говорить нужно громко и бодро.

Нечеткая речь, «каша во рту» также мешает участникам услышать главное, раздражает их, замедляет скорость работы группы, снижает уважение к тренеру. Тренер, который постоянно «мямлит», очень утомляет группу.

Рекомендации тренеру

Ни для кого не секрет, что голос — одна из важнейших составляющих эффективной презентации тренера. Именно поэтому так важно следить за тембром и громкостью голоса, а также контролировать темп и четкость речи. Вот несколько рекомендаций:

1. Вспомните, как тренируются артисты. Встаньте к зеркалу и произнесите слово «да» с разными оттенками: гнева, радости, удивления. Управляя собственным голосом, вы сможете контролировать его и гибко подстраиваться под аудиторию тренинга.

2. Запишите себя на диктофон во время тренинга или до тренинга. Потом, во-первых, прослушав, вы сможете заметить все свои «ошибки»: нечеткость речи, слова-паразиты и т. д. Во-вторых, вы услышите себя так, как слышат вас другие, и это также позволит вам изменить свои речевые характеристики. Специалисты советуют работать с диктофоном в течение месяца, и вы скоро увидите улучшения.

3. Упражнение также желательно записать на диктофон.

Инструкция. Расскажите любую историю, которая может заинтересовать других людей. Старайтесь менять и темп, и громкость. Сделайте несколько записей: медленно и громко, быстро и тихо, медленно и тихо, быстро и громко. Прослушивая запись, вы без труда сможете зафиксировать, как в каждой из четырех ситуаций чувствует себя участник тренинга.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам мы относим оговорки, неправильное произношение слов и, самое главное, неправильно построенные предложения. Данные ошибки в начале обучения совершают до 90 % участников программы подготовки тренеров «Бизнес-тренинг: новые возможности развития организации».

К речевым ошибкам можно с уверенностью отнести следующие:

1. Неправильное произношение слова: «хочем» вместо «хотим», «рефлексИя» вместо «рефлЕксия» и т. д.

2. Использование профессионального жаргона, неразделяемого группой («Я работаю с физиками, а не с «юриками»).

3. Ссылки на авторитеты без должных разъяснений («Как говорил Курт Левин, речь идет о полевом поведении» — кто такой Курт Левин? Причем он здесь? Какое отношение имеет к теме?).

4. Ошибка логического вывода: подмена доказываемого тезиса («Эта теория мне близка...», «Вот почему эта теория — самая лучшая»);
подмена термина («Удержание сотрудников — задача сложная...», «Как я уже говорила, удержание сотрудников — невыполнимая задача»);
несоблюдение правил логического вывода («Группа двигается по самому медленному участнику», «Низкая скорость работы ведет к низким результатам», «Следовательно, самый медленный участник все портит»); ложная посылка («В хорошей организации никогда не бывает текучести кадров»);
ошибка гиперобобщений («каждый раз», «всегда», «никогда», «ни разу», «хоть бы раз», «большей частью» и т. д.).

5. Этическая ошибка: «Куда нам, женщинам, успеть за мужчинами...», «У вас есть гипотезы? Нет? Тоже мне, взрослые люди», «Серьезные тренеры никогда не примут в работу ваши ответы».

6. Ошибки рассогласования в речевой конструкции: «Разделитесь на поровну», «Имея инструкцию, вам будет легко выполнить упражнение», «Хочу сказать то, что это неправда».

Для удобства читателя приводим знаменитые 26 правил русского языка:


1. Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном его согласовании.
2. Между нас говоря: падеж местоимения тоже важен.
3. Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
4. Глагол, кроме того, всегда должны согласовываться в числе с существительными.
5. Не надо нигде неиспользовать лишних отрицаний.
6. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
7. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
8. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведется изложение, автор этих строк не рекомендует.
9. Что касается незаконченных предложений.
10. Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации.
11. В репликах тезисах наездах ставьте запятые при перечислении.
12. Не используйте запятые, там, где они не нужны.
13. Вводные слова однако следует выделять запятыми.
14. Ставьте где надо твердый знак или хотя бы апостроф: обем текста все равно так не сэкономить.
15. Не сокращ.!
16. Проверьте в тексте пропущенных слов.
17. Автор должен усечь насчет своего базара: хочешь неслабо выступить — завязывай с жаргоном.
18. Если неполные конструкции — плохо.
19. Маленькое замечание о повторениях, которые иногда встречаются в постингах, которые появляются на форуме, который итак переполнен цитатами, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которой мы и хотели сделать это замечание.
20. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определенно не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.
21. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.
22. Вотще надеяться, что архаизмы в грамоте будут споспешествовать пониманию оной.
23. Метафора — это гвоздь в ботинке, и лучше ее выполоть.
24. Правиряйте по словарю написание слов.
25. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
26. Штампам не должно быть места на страницах ваших произведений!

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 01 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал управление персоналом январь 2012 г.