Коучинг первых лиц

Когда личное связано с бизнесом

«Их учат помогать думать» «Мы приходим к клиенту и спрашиваем: «Чего ты хочешь?»

Коучинг — завоевывающая российский рынок услуга, суть которой состоит в достижении поставленной перед работником (как правило, руководящего звена) цели благодаря занятиям с коучем (от англ. сoach — тренер.), помогающим клиенту реализовать свой потенциал.

Однако характер, границы и эффективность этой помощи являются вопросом даже в профессиональной среде самих «тренеров». Если бы мы сейчас «без галстуков» решили определить, что такое коучинг, то получили бы любопытную коллекцию казусов — прозвучало на открытии круглого стола «Коучинг первых лиц», прошедшего в рамках очередного заседания Дискуссионного клуба журнала «Управление персоналом».

Тем не менее собравшимся в каминном зале «Президент-Отеля» HR-специалистам удалось предметно обсудить эти «казусы», формулируемые, как выяснилось, во вполне конкретные вопросы.

Одним из таких, как оказалось, наиболее дискуссионных стал вопрос о границах компетенции коучей: «Все мы прекрасно знаем, что личное связано с бизнесом и напрямую, и наоборот. Это очень тонкий момент. При работе с топ-менеджерами и их командами примерно 30 % запросов касается взаимоотношений, в том числе и личных», — говорит руководитель практики и бизнес-тренингов компании «Экзо бизнес-тренинг» Ирина Белозерова. Внутренние установки, ориентиры, а зачастую и личные психологические проблемы, по мнению участников обсуждения, могут оказать решающее воздействие на принятие решения в бизнесе. Установки и ориентиры — как раз то, с чем по долгу службы работают коучи.

С психологическими проблемами сложнее: «Дело в том, что молодых специалистов-коучей сейчас вооружают только знаниями из одной области. Учат не давать советы, не думать за клиента, а помогать. Помогать думать. Однако через некоторое время коучи начинают работать с той сферой, где у них нет ни опыта, ни нужной подготовки. Если коучи всерьез желают помогать людям, то должны делать частично и то и другое», — считает бизнес-тренер Игорь Дудник.

Павел Буков из компании «Юнкилаб» выступает за ограничение территории коучинга: «Если мы остановили свою работу с клиентом, так как появился какой-то невроз, акцентуация, то имеется возможность найти психотерапевтов и людей, понимающих проблематику бизнес-лидеров. Мы рекомендуем этих клиентов специалистам из нашей социальной сети. И говорим, что занимаемся только бизнесом, а вот здесь можно беседовать о личности, семье».

Противоположной точки зрения придерживается Елена Горбанова из компании «Открытый портал», специализирующейся на коучинге: «Личность человека многогранна. Наш подход четко отделяет, что есть личное, что есть социальное, а что есть творческое начало.

Естественно, эти сферы различаются, их нужно дифференцировать. Если же коуч работает с чем-то одним, то происходит дисбаланс, разрыв связей между другими сферами».

Решение проблемы начальник развития и управления персонала компании «РЕСО-Гарантия» Иван Рыбкин видит в подходе заказчика: «Если глава фирмы приходит в школу коучинга и говорит о желании обучиться всем подходам так, чтобы все они были в гармонии, бизнес и семья помогали друг другу, а не наоборот, то возникает возможность безграничного применения коучинга помощи в создании гармонии личности на открытом пространстве смысла, творчества, жизни человека».

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 2 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал управление персоналом 2-2012 г.