Сложная вакансия у каждого своя...

Автор: Беседовала Оксана Паничкина

Галина Погодина, директор по персоналу компании «Юнилин»:

— При закрытии сложных вакансий мы, как правило, используем обычные, стандартные приемы: объявления в газете, в Интернете, расклейки в транспорте. Это уже проверенные варианты, которые приводят к результату. Но я знаю примеры и нестандартного подхода к поискам сложных, дефицитных кандидатов. Например, мои коллеги в поисках менеджеров по продажам, которых всегда не хватает, украсили старый автобус и ездили на нем по городу, собирая анкеты отозвавшихся кандидатов. Яркий, красочный автобус привлекал внимание пешеходов и автомобилистов — они охотно шли на контакт, вели себя непринужденно. А мои коллеги по громкой связи рассказывали об открытых вакансиях.

Всем было любопытно узнать, какая компания так креативно, ярко себя ведет. Всем желающим выдавалась на руки информация о компании и о свободных вакансиях — люди на месте заполняли анкету. И затем уже коллеги приглашали заинтересовавших их кандидатов на собеседование.

Наша компания активно использует «работные» сайты для закрытия сложной вакансии.

Сегодня Интернет, где много сайтов по подбору персонала, представляет собой не просто площадку для размещения вакансий, а настоящую базу данных специалистов, которая поддерживается в актуальном состоянии самими соискателями. Практика показывает, что даже если соискатели работают в хорошей компании и не находятся в активном поиске, они все равно размещают и регулярно обновляют резюме на сайтах. «Работные» сайты экономят наше время и позволяют быстро и бесплатно закрывать такие сложные для нас вакансии, как бухгалтер, секретарь, логист и т. д. Для этого необходимо разместить информацию о вакансии. Это позволяет искать специалистов в любом регионе страны, в любой точке мира, находясь при этом, например, в Нижнем Новгороде или Самаре. Мы пользуемся и платными сервисами — например, доступом к базе данных специалистов.

Многие специалисты размещают резюме, но т. к. они не в активном поиске, то на вакансии не откликаются. Тем не менее контакты этих специалистов есть в базе. И если образование и опыт соискателя нам интересны, мы связываемся и предлагаем нашу вакансию. Благодаря такому платному сервису мы закрываем достаточно много сложных вакансий в сжатые сроки.

Интернет-сайты предлагают и другие сервисы, которыми пользуются компании. Например, письмо-отказ, письмо-приглашение на интервью и т. д. Такие сервисы позволяют отреагировать на каждый отклик. В нашей компании правило: каждый соискатель, обратившийся в нашу компанию, обязательно получит обратную связь. Мы не используем пока социальные сети для подбора, однако и это направление может стать очень перспективным. Многие международные компании активно работают с социальными сетями, что позволяет этим компаниям успешно закрывать сложные вакансии. Также активно используются «интернет-тусовки» по интересам, и мы будем использовать это направление в перспективе. Например, в рекрутинговом центре компании «Фиат» есть специалисты по социальным сетям, обязанные тусоваться на разных социальных сайтах, общаться, знакомиться и, таким образом, «снимать» потенциальных кандидатов, которые могут быть интересны компании сейчас или в ближайшем будущем. Однако онлайн-рекрутмент имеет ряд ограничений. Во-первых, не все соискатели умеют грамотно составлять резюме. Кандидат может не включить в резюме информацию о дополнительном образовании, знании иностранного языка, желаемом уровне заработной платы и т. д.

 В итоге потенциальный работодатель может не обратить внимания на такое резюме и отклонить отклик, посчитав кандидата неподходящим для имеющейся вакансии. Во-вторых, не все соискатели дают актуальную информацию, некоторые «приукрашивают» образование, опыт работы, достижения, надеясь найти работу «подороже».

Потенциальный работодатель в этом случае потратит время, пока «докопается» до сути. Онлайн-подбор «работает» не для всех одинаково эффективно. Так, онлайн-рекрутмент востребован определенными категориями соискателей. Чаще всего это специалисты и менеджеры. Представители рабочих специальностей, как правило, не размещают резюме онлайн. Да и работодатели не ищут на «работных» сайтах дворников, грузчиков, рабочих, а жаль — это тоже для многих сложные вакансии.

Многие компании, в частности и мы, заинтересованы в молодежи. Для нас сложными вакансиями являются те, что связаны с производством, и нам бы хотелось привлечь молодежь. Мы не просто приходим в вузы, техникумы и колледжи и рассказываем о компании, но и приглашаем на практику, проводим конкурсы, олимпиады, по результатам которых отбираем кандидатов на работу. Студенты приглашаются на платные стажировки, обучаются, а позже с ними заключаются договоры на будущее сотрудничество. В итоге компания получает сотрудника, который готов сразу приняться за работу. Это очень эффективный прием среди выпускников, тем более что доски информации уже приелись и подобные конкурсы больше привлекательны для вчерашних студентов.

Справка. Компания «Юнилин» — производство ламинированных напольных покрытий, меланиновых досок МДФ и упаковочных материалов для сборной мебели. Головной офис находится в Бельгии и насчитывает 2500 сотрудников. Площадка в Дзержинске была создана в 2008 г. В нижегородское отделение компании входит около 500 сотрудников.

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 2 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал управление персоналом 2-2012 г.