Бизнес-­разведка — не шпионаж

Автор: Оксана Паничкина

Бизнес-разведка – не шпионаж

Часть коммерческой информации о компании раскрывать просто необходимо – для поддержания ее статуса. Сама же бизнес-разведка не имеет ничего общего с выкрадыванием листочка с секретными формулами – нужно уметь работать с открытыми источниками. О том, как получить более высокую прибыль при помощи неписаного «закона доверия», что кризис является отличным инструментом для набора более профессиональных работников и отрыва от конкурентов, выжидающих его окончания, - рассказал нам генеральный директор ОАО «Теплоэнерго» Евгений Рогачев.

По мнению нашего собеседника, в бизнесе понятие «золотой середины» определяется, прежде всего, целесообразностью действий руководства. Можно полностью закрыть всю информацию о предприятии, но оно от этого только проиграет.

Наш герой уверен: для хорошего специалиста важен не только уровень заработной платы, но и такой фактор как статус предприятия, на котором он работает: стабильность компании, условия работы, возможность доступа к разному роду информации, место расположения офиса и т.п. Человек должен гордиться своей компанией, ее престижем, поэтому, естественно, он должен иметь возможность поделиться какими-то ощущениями, мыслями с другими специалистами своего круга. Запрещать это не только бессмысленно, но и опасно для имиджа компании. Поэтому часть информации просто необходимо раскрывать - для поддержания статуса предприятия. Закрывать же целесообразно ту информацию, которая может считаться интеллектуальным продуктом, которую можно продать. На каждом предприятии существуют ключевые моменты, без которых все планы компании просто не смогут воплотиться в жизнь. Как правило, они составляют небольшую часть от общей информации, и работать с ними может только ограниченный круг людей - возможно, два-три человека.

Именно эти сотрудники заинтересованы в результатах своей деятельности. Это специалисты высочайшего класса, которые уже создали себе определенный статус и могут не бояться потерять работу. Имидж - это их собственность, обеспечивающая уверенность в завтрашнем дне. Это то, что нельзя отнять: опыт, связи, репутация, зарабатываемая годами. Поэтому такой специалист никогда не выдаст важную коммерческую информацию - слишком большую цену он вынужден будет заплатить за предательство. Репутация в мире бизнеса дорогого стоит, и люди такого уровня это прекрасно понимают.

«Здесь, кстати, уместно сразу упомянуть о «золотом якоре», - говорит Евгений Рогачев. - Каждая организация – это живой организм, который постоянно претерпевает различные изменения, и, естественно, у каждой организации есть свои слабые места. Если об этих слабых точках узнают конкуренты, компания может потерять львиную долю прибыли. Поэтому, естественно, для руководства проще и дешевле заплатить определенную сумму специалисту, имеющему доступ к закрытой информации, за его молчание, чем рисковать благополучием всего дела».

Как ни странно, отличным инструментом для развития бизнеса становится кризис. Говоря о нем, наш собеседник отмечает, что, несмотря на повсеместное, болезненное переживание этого периода, все-таки есть компании, которые сумели не только выстоять, но даже смогли извлечь из кризиса прибыль - начали более динамично развиваться во время или сразу после его окончания. «В России многие компании, чтобы выжить в сложный период, в первую очередь начинают сокращать зарплаты и персонал, - комментирует Евгений Рогачев. – Однако если посмотреть на дело с другой стороны, период кризиса дает великолепную возможность провести замену части персонала, влить «свежую кровь».

Принимая во время кризиса новых, на первый взгляд, даже лишних (но более квалифицированных!) сотрудников, мы на своем предприятии имели возможность уволить менее грамотных работников после окончания трудного периода и получить большую отдачу по сравнению с докризисным уровнем».

Таким образом, компания, возглавляемая нашим экспертом, принявшая такое, казалось бы, нелогичное решение на самом деле очень выиграла на старте после окончания кризиса. Новые силы дали возможность сделать серьезный рывок и оставить далеко позади тех конкурентов, которые ожидали лучших времен для продолжения развития бизнеса. Для сильной компании кризис стал мощным инструментом развития бизнеса.

Что же касается «взрослой» конкурентной среды, то, мнению нашего собеседника, ее пока нет в России. Наша страна в этом плане еще находится в стадии развития, хотя за 20 лет мы прошли огромный путь. «Несмотря на огромный скачок, мы все-таки находимся в зачаточной стадии, с точки зрения конкуренции, - сетует Евгений Рогачев. - У нас в стране до сих пор присутствует государственное регулирование во многих отраслях, мы фактически по-новому пишем законы, и в этих законах есть много дыр. Избежать при этом ошибок, негативных моментов, естественно, невозможно. Однако любой негатив превращается в жизненный опыт. Если бы у России не было своих Мавроди, наша страна недополучила бы кусок важной для своего развития информации, опыта, необходимого для того, чтобы мы научились законам рыночной экономики».

Также наш собеседник уверен в том, что большую роль в бизнесе играет человеческий фактор. Если руководитель сам не уверен в конечном успехе своих планов, если он не умеет внушить эту уверенность всем своим подчиненным и, тем самым, заставить их работать с полной отдачей даже в самое нелегкое для компании время, - такое предприятие обречено с самого начала. Евгений Рогачев признает, что бизнес – это образ жизни, это не способ заработать деньги или достичь каких-то определенных целей. А успех бизнеса, по его мнению, целиком зависит от личности. «Когда мы говорим об Абрамовиче или Дерипаске, то вспоминаем не о компаниях, а о лидерах, создавших эти компании и заставивших их процветать. Поэтому на самом деле правил для развития бизнеса не существует», - резюмирует эксперт.
- Все зависит только от набора личностных качеств руководителя и от определенных условий, в которых эти качества срабатывают или не срабатывают».

2.

Бизнес-разведка, по мнению Евгения Рогачева - необходимый элемент любого дела. Не учась, нельзя стать успешным человеком. Для того, чтобы принимать правильные решения, руководитель должен переработать огромный объем информации, без которой он не в состоянии выбрать правильный путь для своей компании. При этом совершенно неправильно воспринимать бизнес-разведку в узком понимании, как, например, кражу расчетов у конкурента. На самом деле - это сбор и анализ огромного количества открытой информации, которую можно и нужно собирать и работать с ней. Это семинары, тренинги, выставки, участие в которых всегда результативно и на которые нужно обязательно отправлять своих сотрудников. А кража листочка с расчетами, в конечном итоге, похитителю ничего не даст, т.к. каждый такой листочек его конкурентом буквально выстрадан. И самое главное, с кражей листочка накопленный конкурентом опыт украсть все равно не получится, а догнать конкурента таким способом - тем более. «Должно быть нормальное, динамичное развитие предприятия, которое обеспечивается слаженными действиями грамотных специалистов, умеющих переработать огромный объем совершенно открытой, легальной информации с пользой для своей компании, - комментирует наш собеседник. - Причем переработать творчески, с умением адаптировать полученные знания для конкретных условий, в которых существует компания».

4.

Основное правило бизнес-разведки, по мнению Евгения Рогачева, как и любого другого дела в жизни – порядочность, кредит доверия. Это, прежде всего, четкое исполнение всех своих обещаний, гарантий, ответственность за свои поступки. Это доверие партнеров, которым пользуется руководитель предприятия, и, если оно нерушимо, то такая компания будет успешной.

5.

Необходимость же обладания таким качеством как порядочность для руководителя не прописана ни в одном законе. Это не единственное в жизни и, конкретно, в бизнесе правило, но оно является одним из основных. С непорядочным человеком, по словам нашего эксперта, никто не будет иметь дела на уровне договоренности, а только по необходимости, и только документально и кратковременно. В то же время компании, доверяющие друг другу, сотрудничающие многие годы, имеют возможность решать многие вопросы без какого-либо документального подтверждения, минуя, тем самым, всякие уровни бумажной волокиты и экономя драгоценное время. Таким образом, неписаный «закон доверия» помогает более эффективной работе предприятия и, следовательно, получению более высоких прибылей.

7-8.

«Что касается современных информационных технологий, то защита любого программного продукта в принципе невозможна по той простой причине, что развиваются все», - уверен Евгений Рогачев. Кто-то придумывает, как закрыть информацию, в это же время кто-то совершенствует способы ее раскрытия. Единственный способ защиты информации – это локальная сеть без доступа к внешним сетям. Это единственный механический путь защиты информации от утечки, причем опять-таки необходимо четко разграничивать закрытую часть информации и то, что можно публиковать или размещать в сети.

«Я против внутренней переписки - вернее, я ее ограничиваю. По электронной почте возможны только чисто информационные контакты, обмен мнениями по e-mail – это бред, - делится с нами Евгений Рогачев. - Живое общение ничем не заменишь: есть вещи, которые можно понять, ощутить только непосредственно, глядя собеседнику в глаза, слыша его голос, интонацию». Электронная почта на его предприятии - это только короткие информационные сообщения, электронные документы, которые позволяют избавиться от огромной канцелярии, пожирающей море денег, времени, энергии. В этом случае она действительно упрощает жизнь, но должна применяться в очень ограниченных дозах. Резкий переход с бумажных носителей на электронные также не допустим, т.к. здесь снова срабатывает человеческий фактор. Нужно сначала обучить людей, приучить их к самой системе, дать привыкнуть, и только тогда, по прошествии определенного времени, можно будет достаточно полно использовать все преимущества электронной формы ведения документации.

Справка о компании.

Число работников – более 3000 человек. ОАО «Теплоэнерго» занимается поставками тепловой энергии в Нижнем Новгороде. На долю предприятия приходится более 60% объема услуг по обеспечению теплом и горячей водой. Обслуживаемая техническая база предприятия состоит из 140 котельных, более 200 тепловых пунктов, 3 подкачивающих насосных станций и тепловых сетей общей протяженностью около 2000 км. Одним из трех источников теплоснабжения является Нагорная теплоцентраль (НТЦ) тепловой мощностью 650 Гкал/час. НТЦ обеспечивает теплом и горячей водой более 2300 объектов в Советском и Нижегородском районах. Нагорная теплоцентраль объединена с другими котельными Нагорной части города, в так называемую систему «Большого кольца» посредством теплотрасс – перемычек. «Большое кольцо» позволяет существенно повысить надежность теплоснабжения - так, в случае возникновения внештатной ситуации, на одном источнике теплоснабжения осуществляется оперативное переключение потребителей на другой источник, без нарушения подачи тепла и горячей воды. На положительном примере Нижнего Новгорода аналогичные схемы закольцовки источников теплоснабжения реализуют и в других регионах России. В 2008 и 2009 годах ОАО «Теплоэнерго» стало победителем всероссийского конкурса среди крупнейших организаций жилищно-коммунального хозяйства в сфере теплоснабжения, организованного Министерством регионального развития России.

Оксана Паничкина

Журнал управление персоналом 3-2012 г