«Железный занавес» не поможет

Автор: Владислав Лапинский

«Железный занавес» не поможет

Управляющий партнер ГК «Евросервис» Сергей Малофейкин.

Безопасность бизнеса – вопрос, который беспокоит всех руководителей. Однако «железный занавес», по мнению эксперта - в этом случае это не выход из ситуации. Здесь должна быть создана система в области работы с персоналом, основанной на личной культуре и ценностях, принятых в компании. Если вы создали идею, и ее реализовал кто-то другой, значит, не настолько хороша и эффективна ваша идея, раз ее кто-то так просто и легко использовал. Проект, существующий под грифом «совершенно секретно», не должен сосредотачиваться на каком-то одном человеке. «Золотая середина» в этом вопросе – четкое понимание всеми участниками компании границ и рамок, за которые нельзя выходить.

Сотрудники должны понимать степень ответственности за совершенные действия, если данные правила должны быть нарушены. Но все должны приниматься не в какой-то диктаторской форме, а с объяснениями о тех последствиях, которые могут случиться в обратном случае. Коллектив – это команда единомышленников, работающих на общий результат. Надежные партнеры и коллеги всегда знают, за какую грань переступать не стоит, поскольку это может коснуться каждого. Здесь важно доверять друг друга. Команда – это сила бизнеса, его уникальность и конкурентное преимущество.

«В бизнесе как на войне: все средства хороши»

В бизнесе, по словам Сергея Малофейкина, как на войне: для достижения целей все средства хороши. Ведь здесь нужно уметь выживать. Борьба порой разворачивается очень жестокая и серьезная в конкурентной среде. Но действовать в такой обстановке нужно грамотно. Если и идти в разведку, то необходимо предварительно профессионально подготовиться. Должны применяться инструменты профессионала, а не обывателя - с интригами и действиями исподтишка. Жить без этого можно, когда у твоей команды есть много идей и предложений, когда вы умеете анализировать и чувствовать рынок, опираясь на аналитику и экспертные расчеты, знания своего дела и опыт. Бизнес существует по определенным законам экономики, умения посмотреть на ситуации со стороны, возможности предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед. В разведку идут те, кто не совсем компетентен и не знает, что делать в сложных ситуациях. А у сильной команды существует всегда несколько заготовленных сценариев развития того или иного события. Такие специалисты находятся всегда во всеоружии. Они всегда проинформированы о состоянии дел в отрасли и у конкурентов, потому что профессионально знают свое дело.

«На бизнес-трафике не бывает ровной прямой»

Эксперт уверен, что бизнес должен быть многопрофильным и универсальным, чтобы снижение темпов в одном направлении могло выровняться ростом в другом.

Бизнес не может всегда оставаться на одном уровне. Здесь всегда нужно стремиться вперед, работать над новыми направлениями. Любая компания работает по определенным законам экономики, где естественными являются спады и подъемы, порой стагнация.

На бизнес-трафике никогда не бывает ровной прямой. Поэтому если бизнес в рамках одной кампании является многопрофильным, то, когда существует спад в одной отрасли, вторая может, наоборот, идти вверх и приносить владельцу прибыль в этот период. Здесь главное – выстроить бизнес так, чтобы в тот момент, пока одно направление находится на спаде, второе было на подъеме. И еще одна рекомендация: не останавливаться на одном месте.

Новые идеи должны постоянно витать в воздухе. Даже стабильность должна стать первым маячком к тому, что надо что-то менять в лучшую сторону, чтобы было еще лучше.

«Профессионал – это тот, кто надеется только на себя»

Сергей Малофейкин считает, что в любых ситуациях каждый поступает в соответствии со своими жизненными принципами. Любой вопрос всегда регулируется в соответствии с морально-этическими нормами, человеческим отношением и уважением друг к другу. Надо уважать интересы, достижения и идеи конкурентов, партнеров и коллег. Безусловно, этим многим пользуются. Но профессионал – это тот, кто надеется в первую очередь на себя и свой опыт, знания и навыки. Он никогда не будет использовать что-то чужое, потому что ему хватает смелости и компетентности в том, чтобы создать что-то свое, не заимствуя у других. Бизнес-разведка порой необходима, но основываться она должна на профессиональных методах, не застрагивать личные интересы и не рушить чьих-то достижений. Если уже на это в компании решаются, то нужно вести максимально честную игру. Силами меряются на равных. Сделана кем-то инновационная разработка - создай лучшую, а не воруй идеи у чужих. Рынок в любом случае все это чувствует. Любой проект не получит развития, если досконально не знаешь всех нюансов его создания. Такой успех может быть только мгновенным, а не систематическим.

Российский бизнес равно европейский

Современный бизнес все больше становится похожим на европейский. «Мы учимся у них, многие имеют партнеров в других странах. Бизнесменам открыты все границы для личного развития и роста своих компаний. Наоборот, работать становится интереснее, когда начинается тонкая игра ума и тактики между конкурентами. Ситуация меняется в качественном соотношении. Сильных и профессиональных игроков становится больше, что крайне приятно отметить», - говорит наш собеседник. А если кто-то пускает в борьбу старые и неприемлемые сегодня методы, на него смотрят скептически, он оказывается вне игры. Требования повышаются, культура и образование растут. Поэтому неписаные правила звучат достаточно просто: уважай тех, с кем ты работаешь. Сергей Малофейкин считает, что нужно уметь бороться силой разума, профессионализмом и умением предвидеть действия других. При этом успехов добиваются только те, кто понимает это и стремится измениться, если считает иначе. Сильным бизнесменом является тот, кто знает и умеет применить свои знания и идеи в реальности. А правила существуют для тех, кто не знает, как действовать в той или иной ситуации.

Эксперт уверен, что успехов в бизнесе может добиться каждый, как бы утопически это не звучало. Бизнес сегодня свободен в этом плане. Он открыт для целеустремленных и смелых, активных и умеющих бороться. А правила пишутся в том случае, когда сноровки и умения не хватает для борьбы в естественных условиях. Такие представители существует в бизнес-сфере порой удачно, но в любом случае как-то абстрагированно от всех. У них недостаточно опыта и знаний, чтобы бороться напрямую, подключая какие-то дополнительные ресурсы. Но на фоне других это явно заметно. И обмануть здесь как участников рынка, так и потребителей сложно. Задан высокий уровень, которому необходимо соответствовать. Любая сфера измеряется в определенных показателях, которые нужно уметь достигать. Те, кто существует по «неписанным правилам», не достают этого уровня. На каком-то этапе им может быть легче, но суметь удержаться – задача еще более сложная. И, как правило, успех таких представителей не является продолжительным. Они не знают правил, которые могут позволить удержаться на этом мнимом пьедестале почета. Путь к успеху долгий и тернистый, где каждый этап нужно прочувствовать в буквальном смысле на себе. Все остальное – это фикция.

В техническом отношении безопасность стала действительно более достигаемой. Можно контролировать процессы, отслеживать действия и решения, но внешне. В любом случае во внутренний мир любого человека влезть невозможно. И здесь уже никакие технические новшества не придут на помощь. Техника может помочь сохранить имущество, жизнь и здоровье сотрудников, но не идеи. Здесь будут эффективны управленческие решения, основанные на мотивации персонала, его вовлеченности в рабочие процессы, степени ответственности и доверии. Компьютеры принесли материальное благо и спокойствие, но это далеко не все вопросы безопасности. Многие вещи подчинить законам техники и оборудования невозможно. Например, мысли и идеи. Наоборот, излишний компьютерный контроль порой демотивирует персонал. Компьютеры – это прекрасная помощь бизнесу, но порой ими слишком злоупотребляют, пытаясь внедрить тотальный контроль за всеми и всем. Это разобщает коллектив. Так что, помимо положительного влияния, компьютер принес и негатив. Главное - все это применять в нужной мере, не переусердствовать.

Самое страшное, по словам Сергея Малофейкина, в человеческом отношении является то, что в бизнес-разведке применяются не только технические новшества, но и люди, внедряющие их на объекты. Если с техническими разработками можно бороться, внедряя радары и «антижучки», то с человеческим фактором сложнее. Многие сотрудники прекрасно владеют актерским мастерством: они профессионально маскируются и получают нужную информацию. Это сложнее. Практически в любой крупной компании есть всевозможные технические инструменты, позволяющие предотвратить утечку информации: «глушится» при важных переговорах сотовая связь, ставятся радары, антижучки, системы аналитического видеонаблюдения. Но порой даже это не спасает, поскольку подобные технические средства не являются дорогими, и многие компании могут себе это позволить - это общеизвестный факт. Поэтому применяются все более жесткие методы бизнес-разведки. К сожалению, жизненная беспринципность многих порой очень жестока по отношению к честному человеку – его навыки и знания могут быть использована в борьбе за достижение корыстных целей.

«В бизнесе нужно дорожить каждым контактом!»

Перевоспитывать взрослых людей – вещь неблагодарная. Если человек болтун, с этим, как уверен эксперт, уже ничего не сделаешь. Профессиональные кадровые службы с помощью тестов и психологического общения с потенциальными работниками могут на начальных этапах выявить недостатки людей. У каждой компании существуют свои требования к сотрудникам. Все зависит от задач и обязанностей, где «болтовня», наоборот, является не недостатком, а талантом и достоинством. Болтуны бывают разными. Не стоит зацикливаться на самом факте наличия в компании болтливого сотрудника. Важно понимать, как он эту особенность может применить – во вред компании или в помощь. И методы для достижения целей у всех могут быть разные. Главное – результат, при этом не противоречащий моральным человеческим принципам.

Порядочность в бизнесе – это не национальная особенность какой-то страны, а внутренняя культура каждого из нас. Есть добросовестные компании и в России, которые дорожат контактами с людьми даже после их увольнения и ухода. Ведь мир тесен. Ситуации порой случаются самые неожиданные, и помощь может потребоваться в любой момент даже от тех, кто когда-то работал у вас в компании. Нужно дорожить каждым контактом. Если, конечно, этот контакт достоин этого. Российский менталитет здесь не причем. Просто в каждой организации есть свои правила и принципы работы, добросовестность и человеческая порядочность. Это становится определяющим, а не особенности национального характера.

Справка. Группа компаний «Евросервис» основана в 2005 г. и представляет собой многопрофильный холдинг, объединяющий 15 направлений бизнеса (сервис холодильного направления, обслуживание электросетей, производство медицинской техники, строительство, консалтинг, продажа и установка деревянных окон, рекламное агентство).

«Евросервис» имеет представительства в 10 крупнейших регионах России. Холдинг располагает собственной материально-технической базой, профессиональным штатом специалистов – более 500 сотрудников. Компания осуществляет инновационные разработки для бизнеса, не имеющие аналогов в мире.

Журнал управление персоналом 3-2012 г