Генерал и солдаты

Автор: Анна Саяпина

Когда генерал хорош, у него нет плохих солдат?

Дмитрий Житомирский*

Любому бизнесмену следует понимать, что солдаты всегда будут плохими, — это коллектив. Воспитать каждого невозможно, каждый будет по-своему ленив. Тем не менее, когда генерал хорош — у него есть хорошая армия. А плохие солдаты — всего лишь исключение, которое подтверждает правило. Они необходимы. Ведь только на контрасте 10 % очевидных бездельников можно увидеть, что остальные 90 % действительно трудятся.

В случае же, если тебе нравятся все — ты имеешь 100 % бездельников. Это команда, в которой каждый должен выполнять свои конкретные функции, ведь каждый из нас рожден исключительно для определенных действий.

Каждый воспитывал себя исключительно для этих действий, а потому в любой компании человек должен занимать СВОЕ место, чтобы приносить пользу и работать максимально эффективно. И это по определению люди, обладающие разными способностями и характеристиками. Как печень, сердце, почки и мозг абсолютно не похожи, но тем не менее являются частью одного организма и только в таком алгоритме способны обеспечить его полноценное функционирование. Мозг никогда не может быть на месте прямой кишки.

Не стоит забывать, что каждый отдельный сотрудник — это отдельная система. А потому, как и в любой системе, в нем есть как плюсы, так и минусы, как отрицательные, так и положительные черты, без которых система не сможет существовать. Благими намерениями выстлана дорога в ад. А посему осуществлять то, что может казаться тебе в высшей степени благородным, не имея на это объективных возможностей и способностей, не следует ни при каких обстоятельствах. Все нужно делать достойно, размеренно и разумно и пожинать положительные плоды своих положительных действий. Всё именно так: любой сотрудник должен работать лишь с позитивной мотивацией, а вовсе не из-под палки или из-за угрозы. Сотрудников нельзя держать в страхе. Страх никогда и никому еще не приносил пользы.

Ключ к успеху состоит отнюдь не в том, чтобы вменить себе в привычку делать то, что внушает вам страх, а исключительно в грамотном и реалистичном анализе ситуации и высокой степени трудовложений. Все остальное, возможно, поможет вам убежать от волка, и страх, если он у вас имеется, поможет в этом случае бежать быстрее, но задача любого бизнесмена состоит не в том, чтобы бежать, а в том, чтобы победить этого волка.

Найти ружье и выстрелить, а если ружья нет — вцепиться в глотку зубами! Тогда и только тогда вас ждет и успех, и победа.

В последнее время крайне популярной становится фраза о том, что дар, посланный Господом, всегда упаковывается в проблему. Но это чушь! Количество материальных благ, произведенных человеком на планете, есть нечто ограниченное, количество счастья, произведенного человеком на планете, есть тоже нечто ограниченное, а потому, если кто-то богаче — значит кто-то беднее, а если кто-то смеется — значит кто-то плачет. Мы часто смеемся над анекдотами, но как только проникнем в их суть — становится ясно, что нас рассмешила чужая неудача. И где же справедливость? Другие смеются над тем, что кому-то очень плохо. И этот резонанс будет всегда! Именно он уравновешивает и поддерживает гармоничность мира. Один плачет — другой смеется.

Каждому человеку Господь дает возможность пройти свой путь и реализоваться как существо мыслящее и чувствующее. И как бы то ни было, все мы допускаем ошибки — как мыслимые, так и чувственные, исходя из этого, порой нам бывает хорошо, а порой очень плохо. Но ссылаться в этом деле на «небесную халяву», уж простите, грешно. Ведь если Господь дал тебе возможность выиграть в лотерейный билетик — вспомни о том, сколько людей также хотели выиграть, но даже не сходили и не купили его. Кому-то покажется удивительным увидеть луч света среди полной тьмы, но задается вопрос: каким образом у тебя получилась полная тьма? Действительно ли этот луч света был бы настолько масштабен на этом жизненном промежутке, если бы до этого ты любил всех и все бы любили тебя? Я думаю, все мы прекрасно помним Бонапарта, которого осуждали всем миром, но он все равно остался Бонапартом. Ведь проиграв войну, за всю свою жизнь он не потерпел ни одного поражения, боевая слава Бонопарта не была запятнана. Как генерал он был лучшим, но это отнюдь не означает, что хороши были все его солдаты. Но дело здесь не только в генералах и солдатах…

Как ни крути, одному человеку нельзя завоевать весь мир, нельзя стать владельцем всех денег и всего мирового счастья — и в этом состоит справедливость Господа. Он никогда не позволит получить все лишь одному человеку. Ведь быть счастливым возможно только на фоне расстроенного, и быть расстроенным — лишь на фоне счастливого. Господь никогда не дает человеку проблем. Я никогда не был согласен со слоганом одной из крупнейших европейских компаний: «Бери от жизни всё». А надо ли человеку столько, сколько он берет от жизни, и правильно ли он поставил свои стремления?

Правильно ли он направил себя и свои желания, чтобы овладеть всем этим? Принесет ли власть, к которой он стремится: душевная, политическая, материальная, — счастье для него? Возьми от жизни то, что необходимо и достаточно, возьми даже чуть больше, но помни, что, если ты взял чуть больше, ты сделал кого-то беднее, и вместе с тем завтра у ворот своего замка получишь революционеров. Причем чем больше ты возьмешь — тем больше будет бедных и злых. А посему стоит ли брать от жизни все? Проблемы человека идут отнюдь не от Господа, а именно потому, что человек не ценит то, что у него есть, и не может это контролировать, или потому, что он не хочет даже пальцем пошевелить, для того чтоб хоть что-то иметь. Красивый и некрасивый, глупый и дурак, сильный и слабый — любой в этом мире может приспособиться. Для каждого из нас есть определенная ячейка и ниша. Так устроен мир. И если мы родились — мы уже ее заняли. А то, что мы будем делать в этом пространстве, это и есть задача, которою и предстоит решить каждому. Дар Господа является человеку всегда только в чистом виде, проблемы же начинаются от нашей неспособности этим даром воспользоваться.

К тому же, чем больше у человека всего, тем больше времени и сил надо тратить на управление этим. Запросы возрастают. Я понимаю, что раньше у человека были обычные штаны, а теперь он хочет штаны исключительно от Calvin Klein, ценовая категория которых разнится в пять раз. Что можно предложить такому человеку? Взять эти штаны, сварить их в кастрюле и поставить их вместо первого блюда на стол, а потом взять другие и сравнить: одинаково ли они пахнут или нет и можно ли их есть? Все абсолютно верно — расходы увеличиваются сообразно доходам, чем больше ты зарабатываешь — тем отчетливее становится соблазн тратить деньги и окружать себя большими и большими материальными благами. Но все материальное требует ухода. Так, если у тебя одна машина — тебе достаточно ухаживать за одной, а если три — уже за тремя. Тем не менее одному на трех машинах не поездить, а значит, нужно нанимать водителей и автослесарей, и толпу охраны тоже следует нанимать. А для чего? Зачем тебе все это надо? У каждого человека есть категории, по которым он выбирает то, что ему важнее, а если он выбирает все, значит по большому счету не нуждается ни в чем, кроме стороннего мнения окружающих. А потому всегда надо начинать с себя — отчетливо понимать, для кого ты стараешься и для кого все это делаешь. Ведь если ты берешь от жизни только то, что тебе нужно, увы, ты не сможешь найти себя во всем. Стань воспитанным, культурным, образованным, вложи свой труд — и трудись до конца дней своих. Познал себя, достиг высот, так производи материальное благо — выращивай морковку или помогай своим детям воспитывать внуков.

Видеть, как растет смысл всей твоей жизни — это действительно стояще! Понятно, что за последние 50 лет, во времена мегаполисов, шкала ценностей претерпела сильные изменения. Хотя в глубинке, я уверен, даже сейчас ценят порядочные отношения, дружбу, честность и труд. Труд очень ценят, особенно там, где до сих пор есть натуральное хозяйство, к труду отношение соответствующее, а в мегаполисах, где люди зачастую получают деньги отнюдь не сообразно вложенному труду, шкала ценностей теряется. И потому люди все чаще и чаще бесцельно прожигают жизнь.

Справка 

Дмитрий Житомирский, генеральный директор и основатель «Артком СПб». Родился 30 августа 1972 года. Образование: Московский физико-технический институт, факультет радиотехники и кибернетики. Опыт работы: 2001–2003 гг. — генеральный директор ООО «Техноком». 2003 г. — начальник отдела продаж ООО Canoset. 2004–2007 гг. — начальник сетевого отдела ООО Larga. В 2007 году основал собственную компанию «Артком СПб» как филиал группы компаний «АРТКОМ» — официального дистрибьютора LG-Ericsson в России. 

Журнал управление персоналом 3-2012 г.