Люди уникальны… всегда

Автор: Беседовал Константин Балакин

Люди уникальны… всегда

* Мина Хачатрян, директор бренда Vitek.

Два последних типа компаний из модели, предложенной Котлером, обычно называют жертвами событий или компаниями­донорами. Собственно говоря, первые выкачивают из них ресурсы, от чего и зависит немалая часть успеха этих компаний. Мы знаем, что бедность и низкое социальное положение связано не с тем, что люди мало зарабатывают, а в первую очередь с тем, что люди просто социально неграмотны, они не знают, каким образом можно управлять деньгами, как инвестировать ресурсы и т. д. То же самое применимо и к глобальным компаниям.

Кстати, эта факторная модель известна также и в системе управления персоналом. Согласно ей существует пять типов менеджеров:

1) некомпетентен, не управляет событиями, его действия ситуативны; при появлении проблемы пытается ее решить, выкачивая ресурс из компании;

2) близок к ситуативному управлению, но именно он определяет, какие нужны ресурсы, и достаточно неплохо ими управляет для решения проблем;

3) хорошо ориентируется в обстановке, но действия его реактивны, он реагирует на обстановку;

4) проактивный тип, он делает все возможное, чтобы ситуация не возникла;

5) т. н. высшая стадия менеджмента, когда менеджер сам формирует маленькие тренды и фактически сам создает определенные ситуации, в которых заранее определяет роль своей компании. Наверное, в мировой практике я могу выделить лишь одного человека, относящегося к последнему типу, но, к сожалению, его уже нет с нами, это Стив Джобс.

Все подобные модели спекулятивны, потому что разложить по типам можно все что угодно. Тем не менее эти модели все же имеют право на существование.

Если говорить о «трех китах», коими Котлер называет стандарты, концепцию и людей, скорее, это касается зрелых компаний на зрелом рынке. Но зрелых компаний мало, еще меньше зрелых рынков. В наше время эта система не очень хорошо работает. На мой взгляд, в основе бизнеса лежит, прежде всего, идея, или концепция. В тесном контакте с ней идут люди, и только потом, чтобы организация работала, нужны стандарты. Поэтому сегодня, когда мы из информационного общества уже переходим в общество творческое, люди встают на первое место.

Переходя из одного общества в другое, мы все равно остаемся с определенными проявлениями предыдущего. Примерно в 2004 году индустриальное общество сменилось информационным, сегодня же мы вступаем в эпоху созидания и творения, своеобразным символом которой, на мой взгляд, является продукция Apple. И сегодня актуальным является умение творить и созидать на стыке концепций и технологий, сочетать информационные и технологические решения с творческой основой.

И отделить одно от другого уже нельзя. Поэтому компании, которые это понимают, делают ставку на людей, считая человеческий ресурс весомым конкурентным преимуществом. Ведь технологии можно копировать, а человек уникален.

Беседовал Константин Балакин, balakin_k@mail.ru

Журнал УП 4, февраль 2012 г.