Инновационный алгоритм: все возможно, кроме как потеснить глобальных игроков...

Автор: Олег Тугаров

Инновационный алгоритм: все возможно, кроме как потеснить глобальных игроков...

Люди постоянно сопротивляются чему­то новому, а потому нововведения всегда будут достаточно щекотливым моментом для большинства предпринимателей.

Тем не менее электронную отчетность товарооборота, как пример, внедряли практически все — в добровольно­принудительном порядке. Но сделать что­то принудительно практически всегда не означает сделать хорошо. Тем более что очень часто этот «принудительный порядок» заканчивается не инновацией, а большим ступором. Именно поэтому особое значение следует придавать не столько самой инновации, сколько самому процессу внедрения — технической составляющей и так называемой разъяснительной работе.

Одним из самых ярких примеров настоящего рекордсмена по скорости внедрения инноваций, как ни странно, служит Советский Союз: первый космонавт, первый спутник, первый пассажирский сверхзвуковой самолет и многое другое. В Советском Союзе инноваций не боялись никогда, но проводили добровольно­принудительно.

И только посредством их из аграрной страна в кратчайшие сроки превратилась в промышленную державу. Причем следует понимать, что это были достаточно непростые шаги, и многие нововведения отнюдь не венчались успехом. Так, шутки про кукурузу ходят до сих пор, ведь этот проект однозначно не имел успеха.

С развалом Советского Союза инновации замедлились, перед государством стояли совсем другие первостепенные задачи. Как может развиваться страна, которая раздала весь свой бюджет? Со временем, с постепенной стабилизацией к нам начал возвращаться инновационный подход. Но даже сейчас уровень развития инноваций в современной России сильно разнится с Советским Союзом. Две эти страны вообще нельзя сравнивать.

Сферы внедрения инноваций абсолютно разные, и кто из них добился больших результатов — судить сложно. К тому же, как гласит последнее заявление премьер­министра, сейчас государство стремится идти по пути развития новых технологий и уходить от сырьевой экономики в процессе выбора одной из высокотехнологичных областей, которой и будут отдаваться приоритеты.

Сейчас это необходимо для дальнейшего развития страны, поддержания ее конкурентоспособности на мировой арене. Ведь кроме инноваций, как предприятие, так и страна должна внедрять огромное количество новейших технологий, которые на сегодняшний день просто являются требованием времени. Но путать понятия «нововведения» с «инновацией», схожих по своей сути, в корне недопустимо и неправильно. Нововведение — очень обширное понятие, которое порой не имеет отношения к инновациям.

Инновация же непременно должна качественно отличать тебя от всех остальных. Если обратиться к словарю бизнесмена, там четко написано, что «Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком». Отсюда легко сделать вывод, что вовсе не все нововведения являются инновациями, а только те, которые имеют положительный результат и являются абсолютно новыми не только для тебя, но и для всех окружающих. Если же я внедрил то, что есть у всех остальных, значит, я просто пошел по пути соответствия времени, и к инновациям подобное новшество не имеет никакого отношения.

Так или иначе, внедрение инноваций — это сложный и затратный процесс, в котором руководство компании должно четко представлять, чем именно подобное новшество будет полезно, а также за счет чего и когда оно окупится, что крайне сложно в России ввиду полнейшего отсутствия бизнес­культуры. На сегодняшний день она у нас просто не сформировалась. Вы никогда не задумывались, почему банковские процентные ставки по кредитам в России намного выше европейских? Все просто — из­за отсутствия качественной образовательной базы специалистов и многолетнего опыта успешного функционирования компаний. Как следствие, у нас нет качественных специалистов, которые могут точно оценить бизнес­риски, и нам не с кого брать пример. Нет статистических данных за большой период времени, а опыт другой страны в любом случае применим только частично. В Америке абсолютно другое отношение к жизни и абсолютно другое отношение к предпринимательству. Американцев с детства учат обращаться с деньгами и уметь их зарабатывать, в то время как в России до недавнего времени считалось неприличным в принципе говорить о деньгах. Ну посудите сами: как ты должен зарабатывать деньги, если всю жизнь тебя учат, что деньги — это зло?

Такая же ситуация происходит и с бизнесменами: у нас общество считает, что бизнесмены — это ворье, тогда как в Америке это герои, которые тянут экономику. Так, мы действительно можем утверждать, что на сегодняшний день в России бизнес­культура находится только в зачаточном состоянии. И это абсолютно нормальный этап ее формирования для государства, где предпринимательство активно развивается всего 20 лет. У нас нет опыта, к тому же мы до сих пор считаем, что со всеми легче договорится. Я приведу простой пример с всемирно известным брендом Virgin, который просто задавили и не дали выйти на рынок, когда компания решила выпустить свой аналог всемирно известной колы, создав конкуренцию Pepsi и Сoca­Cola. Как заявляет сам Ричард Чарльз Николас Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group: «Virgin Cola — моя любимая неудача. Я вывел танк на Таймс­Сквер, а еще создал для напитка неприличную бутылку с формами Памелы Андерсон. Этот бизнес научил меня тому, что не стоит недооценивать мощь ведущих мировых производителей. Тогда я думал, что все огромные доминирующие компании — вялые и неповоротливые.

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 4 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал УП 4, февраль 2012 г.