Инновации у нас — это как плыть против течения

Автор: Елена Бурлака, Юрий Кулаков

Инновации у нас — это как плыть против течения

Последние несколько лет специалисты различных уровней управления нашей страной говорят о необходимости перевода отечественных компаний с энергосырьевой на инновационную модель развития. Финансово­экономический кризис, охвативший большинство стран мира, не обошел стороной и Россию, обострив целый ряд проблем, стоящих перед отечественными предприятиями, и ускорив необходимость разработки методов их решения. И речь здесь идет не столько об общем улучшении работы компаний, сколько о потребности скорейшего вмешательства руководителей предприятий в изменение управления на уровне инноваций. Однако, по имеющимся данным, сегодня российские предприятия не торопятся внедрять у себя различного рода инновационные решения: инновации вводятся только на одной из пяти отечественных компаний.

В чем причина этого? Ведь очевидно, что для предприятий в условиях кризиса неизбежным условием не только конкурентоспособности, но и элементарного выживания на рынке является активизация инновационной деятельности.

По мнению Юрия Кулакова*, нежелание отечественных фирм внедрять у себя новые инновационные решения заключается в «неочевидности экономической выгоды от таких «долгосрочных» инвестиций», а также в отсутствии специалистов для подобного внедрения и его эксплуатации. Кроме того, одной из важнейших причин отсутствия у отечественных предприятий интереса к внедрению инноваций является недостаточное инвестирование в них директорами организаций, а зачастую простое нежелание делать это, считает Елена Бурлака*.

При внедрении инноваций компании, как правило, сталкиваются с целым рядом трудностей, среди которых важнейшими являются перерасход средств (Е. Бурлака), неблагоприятный климат на многих предприятиях, недоверие между руководителями и подчиненными. Существенным препятствием на пути ввода инноваций, по мнению Юрия Кулакова, «является и недостаток необходимых знаний как у линейных сотрудников, так и у топ­персонала предприятий». Отсутствие материальной и нематериальной мотивации сотрудников компаний также оказывает негативное влияние на успешное внедрение инновационных процессов, утверждает Елена Бурлака.

В подобных условиях руководителям часто приходится прибегать к «силовым» методам внедрения, что, безусловно, не создает условий для самостоятельного формирования и осуществления возможных инноваций. Преодоление подобных барьеров на пути внедрения лежит, по мнению специалистов, в области построения грамотных взаимоотношений руководства с рядовыми сотрудниками предприятий. «Преодолевать сопротивление нужно как с детьми и животными: ласково, мягко и настойчиво объяснять, зачем и для чего нужны «инновации», и 50 % сотрудников обязательно убедятся в очевидной необходимости подобного внедрения», — считает Юрий Кулаков.

Не секрет, что совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников. В коллективе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные вследствие неочевидного распределения обязанностей и неверного руководства конфликты. Именно поэтому вопрос построения и развития благоприятных отношений в рабочей группе является крайне важным для успешного функционирования предприятий. Каковы же тонкости формирования и эксплуатации подобных социальных групп? Основным, по мнению Елены Бурлаки, является «мотивирование деньгами или повышением по карьерной лестнице, обучением в несколько этапов — на примерах.

Наказывать сотрудников целесообразно штрафами, но только в очень редких случаях».

На сегодняшний день среди специалистов бытует мнение, что любое предприятие нуждается в эффективно функционирующих партнерских связях, способных позволить фирме не только развить, но и усилить свои конкурентные преимущества. В России межфирменное партнерство — явление редкое и малоизученное. В чем причина этого? С точки зрения Юрия Кулакова, «в нашей стране кооперация с партнерами — опасное дело, т. к. слабовата правовая защищенность интеллектуальной собственности, а без обмена идеями и мыслями результативная кооперация невозможна».

Подобное осторожное отношение к партнерам, заведомое недоверие к ним, по мнению ряда экспертов, — одна из основных черт российского бизнеса. Каковы пути выхода из сложившейся ситуации? Главное — «Верно подбирать менеджеров для переговоров, чтобы была возможность учета интересов друг друга, — считает Елена Бурлака, — а еще учиться слушать».

Подводя итоги, можно отметить, что на современном этапе управления отечественными предприятиями наиболее эффективным является использование множественных инноваций (управленческих, социальных, технологических и пр.), что, однако, в своей успешной реализации наталкивается на целый ряд как объективных, так и субъективных причин, преодолеть которые можно лишь в том случае, если руководители компаний смогут не только реально оценить важность внедрения различного рода инновационных решений, но и создать на своих предприятиях благоприятный климат взаимного доверия со своими сотрудниками и партнерами по бизнесу.

Елена Бурлака, руководитель группы по подбору персонала компании Маry Kay.

Юрий Кулаков, компания «Берег».

Журнал УП 4, февраль 2012 г.