SONY стагнирует? А может быть, это этап роста?

SONY стагнирует? А может быть, это этап роста?

Новость о предбанкротном состоянии некогда IT-­гиганта буквально шокировала многих... Книги о росте компании Sony мы читали, прочтем ли книги о ее исчезновении или возрождении?

Евгений Кобзев:

Я думаю, что смена главы компании — это возможность для Sony пережить кризис и догнать конкурентов. Если, конечно, новый президент не наступит на те же грабли. Телевизоры Sony всегда считались образцом качества. Сейчас это направление в прямом смысле слова тянет компанию назад. В то же время Sony не предпринимает практически никаких попыток, чтобы отказаться от их производства. Даже несмотря на действия конкурентов.

В конце января представители Hitachi официально заявили о том, что больше не планируют выпускать телевизоры, так как объем продаж сильно снизился. В сентябре 2012 года компания вообще закроет данное направление.

Sony в этом отношении придерживается другой политики, поскольку считает телевизоры дополнением к таким продуктам, как плееры Blu­ray, видеокамеры, приставки Playstation. На мой взгляд, дело даже не в маркетинговой стратегии, а в особенностях корпоративной культуры японской корпорации. Рискну предположить, что те люди, которые сейчас принимают решения, сами эти телевизоры и собирали. Про­сто время прошло, а традиции остались. И отказаться от них очень трудно.

Стингер вполне мог бы изменить ход событий. Он пришел в Sony в 2005 году. Но судя по прошлому опыту (CBS TelevisionNetwork), его брали именно для увеличения объемов продаж телевизоров. В итоге получилось, что он три года пытался изменить ситуацию, а потом три года разрабатывал план преемственности. А ведь за это время можно не просто создать несколько новых проектов, но и вывести их на самоокупаемость.

Стингер подчеркивает: для Кадза технологии и «облака» являются хорошо знакомыми сферами. Так что есть вероятность, что Sony начнет разработку «облачных» решений. И мне кажется, именно в направлении игровых приставок (казуальные игры).

Кстати, главный виновник убыточности Sony — компания Apple — в этом году планирует выпустить «умный» телевизор, который можно подключать к Интернету. В него будут встроены игровая система, цифровой видеомагнитофон, различные приложения и прочее.

Поэтому Sony необходимо как можно быстрее закрывать производство телевизоров и выходить в «облако». Это единственный шанс сохранить позиции.

Антон Салов:

Объяснить рост убытков Sony какой­то одной причиной невозможно. Как это часто бывает, стечение обстоятельств, изменение конъюнктуры рынка (сразу по нескольким направлениям) — все это обернулось потерями в $5 млрд за последние три года.

На мой взгляд, ключевой проблемой для Sony явилась проблема с телевизионным бизнесом. Современные телевизионные развлечения обретают новую форму, отходя от привычного формата вещания — все большую популярность набирают сервисы Video on Demand, вроде Netflix, и другие интернет­сервисы. Так, компания Samsung быстро адаптировалась, начав выпускать «умные» телевизоры с набором приложений, позволяющих работать в Интернете, используя телевизор вместо персонального компьютера. Сегодня рынок постепенно отказывается от концепции аудио/видеовоспроизводящей техники, основанной на сменных носителях, а значит, будущая востребованность Blue­ray­плееров находится под вопросом.

Если говорить о премиум­сегменте рынка ноутбуков и аудиоплееров, то здесь Sony потеснила компания Apple. Поэтому только перемены в менеджменте компании могут переломить ситуацию и, на мой взгляд, Sony нужна не эволюция, а революция — как в управлении, так и в технологической стратегии.

* Евгений Кобзев, руководитель проекта «Электронный бухгалтер» «Эльба http://www.e­kontur.ru/».

* Антон Салов, заместитель директора по новым технологиям компании Softline.

Журнал УП 5, март 2012 г.