Худшие «топы» –это сегодня, а еще вчера они всем казались лучшими?!?!
Сидни Финкельштейн*
Как и почему возникла идея сделать такой рейтинг/список? Чем еще удивите мир?
— Я полагаю, что тем, кто хочет понять, что же происходит в крупных компаниях, будет интересно подробнее узнать о директорах, потерпевших неудачу. Подобные рейтинги мне ранее не встречались, хотя, уверен, подражателей будет немало. Поводом стало и то, что мои исследования и консультационная деятельность на протяжении 20 последних лет сфокусированы на лидерах, на их правильных и неверных решениях, и проблемах, с этим связанных. Я написал несколько книг об этом, включая и супер-бестселлер «Почему умные управляющие терпят неудачи». Книга была переведена на русский язык почти сразу после выхода в свет, в 2003 году.
Какими общими чертами или критериями обладают худшие «топы»? Управленческий стиль у худших «топов» схож?
— Если иметь в виду СЕО, умудрившихся создать о себе наихудшее представление, то наиболее важные критерии оценки таковы:
- Результаты. Как эта компания выглядит с точки зрения доходности акций или других показателей эффективности? И выдерживают ли они конкуренцию в своем сегменте рынка?
- Решения. Каковы важнейшие решения компании и как они принимаются? Имеют ли эти решения отношение к существенным изменениям рынков и насколько адаптируемы?
- Отсутствие решений. Что компания и ее руководители не делают из того, что следовало бы? Например, почему соруководители компании RIM (Research In Motion Limited, канадская телекоммуникационная компания, широко известная как производитель бизнессмартфонов BlackBerry. — Здесь и далее прим. переводчика) сохраняли структуру на протяжении 2011 года, несмотря на очевидность того, что структура не действовала? (Заявление об изменениях в структуре компании, сделанное в январе 2012 года, явно запоздало.)
- Негативные последствия для заинтересованных сторон. Чем известна компания? Как велико влияние ее бизнеса на повседневную жизнь? Наверное, многие руководители очень маленьких компаний допустили важные ошибки в 2011 году, но их влияние не таково, как, например, у HP (HewlettPackard, крупная американская ITкомпания, один из лидеров на мировом рынке решений в области компьютерных технологий). Смартфонами BlackBerry пользуются повсеместно, поэтому ужасная работа руководителей RIM отражается на многих людях.
Самонадеянность и самодовольство первых лиц отражается на компаниях. Например, что делать, когда ваш основной продукт уступает инновационным разработкам конкурентов? Лазаридис (Майк Лазаридис — основатель RIM) и Балсилли (Джим Балсилли — соруководитель RIM) усиленно цеплялись за BlackBerry, несмотря на то что iPhone и Android планомерно захватывают рынок. Это и есть самонадеянность.
А система отбора персонала?
— Да, компании могут избежать ошибок СЕО с помощью системы отбора персонала. Есть первые лица, которых ни в коем случае не нужно было допускать в топменеджмент. Такие как, например, Лео Апотекер в HP и Джерри Янг в Yahoo, и, вероятно, коекто еще. Но очень важно осознать, что подбор руководящего персонала — это не наука, а искусство, и даже те, кто имеет отличный послужной список, могут совершать большие ошибки.
Как относятся XТ к попаданию в рейтинг? Помогает ли им попадание в рейтинг? А судьи кто?
— С тех пор как мой рейтинг был составлен, RIM (в Топе — худшее руководство года) поменяла своих первых лиц. Некоторые СЕО вынуждены были уйти в отставку, еще до того как исследование было опубликовано. Главное, чтобы руководители имели представление о том, что их действия оцениваются многими заинтересованными сторонами и ожидания очень высоки. Это не удивительно, учитывая, сколь велики заработки СЕО.
«Топы» в инновационных компаниях: чем они провинились?
— Наиболее крупные ITкорпорации являются самыми быстрорастущими, за последние 5 лет это стало еще очевиднее. Поэтому естественно именно в этой сфере искать лучших и худших. По моему мнению, именно потому, что в ITиндустрии огромное значение имеют технологические изменения, эта сфера требует самых динамичных и гибких руководителей.
Здесь ставки выше. Более того, IT — это не только маленький компонент экономики, но один из немногих двигателей мирового экономического роста (наряду с энергетикой и здравоохранением).
* Сидни Финкельштейн, профессор менеджмента в бизнесшколе Tuck School of Business.
Беседовал Александр Гончаров