Худшие «топы» – это сегодня, а еще вчера они всем казались лучшими?!?!

Худшие «топы» –это сегодня, а еще вчера они всем казались лучшими?!?!

Сидни Финкельштейн*

Как и почему возникла идея сделать такой рейтинг/список? Чем еще удивите мир?

— Я полагаю, что тем, кто хочет понять, что же происходит в крупных компаниях, будет интересно подробнее узнать о директорах, потерпевших неудачу. Подобные рейтинги мне ранее не встречались, хотя, уверен, подражателей будет немало. Поводом стало и то, что мои исследования и консультационная деятельность на протяжении 20 последних лет сфокусированы на лидерах, на их правильных и неверных решениях, и проблемах, с этим связанных. Я написал несколько книг об этом, включая и супер-бестселлер «Почему умные управляющие терпят неудачи». Книга была переведена на русский язык почти сразу после выхода в свет, в 2003 году.

Какими общими чертами или критериями обладают худшие «топы»? Управленческий стиль у худших «топов» схож?

— Если иметь в виду СЕО, умудрившихся создать о себе наихудшее представление, то наиболее важные критерии оценки таковы:

  1. Результаты. Как эта компания выглядит с точки зрения доходности акций или других показателей эффективности? И выдерживают ли они конкуренцию в своем сегменте рынка?
  2. Решения. Каковы важнейшие решения компании и как они принимаются? Имеют ли эти решения отношение к существенным изменениям рынков и насколько адаптируемы?
  3. Отсутствие решений. Что компания и ее руководители не делают из того, что следовало бы? Например, почему соруководители компании RIM (Research In Motion Limited, канадская телекоммуникационная компания, широко известная как производитель бизнес­смартфонов BlackBerry. — Здесь и далее прим. переводчика) сохраняли структуру на протяжении 2011 года, несмотря на очевидность того, что структура не действовала? (Заявление об изменениях в структуре компании, сделанное в январе 2012 года, явно запоздало.)
  4. Негативные последствия для заинтересованных сторон. Чем известна компания? Как велико влияние ее бизнеса на повседневную жизнь? Наверное, многие руководители очень маленьких компаний допустили важные ошибки в 2011 году, но их влияние не таково, как, например, у HP (Hewlett­Packard, крупная американская IT­компания, один из лидеров на мировом рынке решений в области компьютерных технологий). Смартфонами BlackBerry пользуются повсеместно, поэтому ужасная работа руководителей RIM отражается на многих людях.

Самонадеянность и самодовольство первых лиц отражается на компаниях. Например, что делать, когда ваш основной продукт уступает инновационным разработкам конкурентов? Лазаридис (Майк Лазаридис — основатель RIM) и Балсилли (Джим Балсилли — соруководитель RIM) усиленно цеплялись за BlackBerry, несмотря на то что iPhone и Android планомерно захватывают рынок. Это и есть самонадеянность.

А система отбора персонала?

— Да, компании могут избежать ошибок СЕО с помощью системы отбора персонала. Есть первые лица, которых ни в коем случае не нужно было допускать в топ­менеджмент. Такие как, например, Лео Апотекер в HP и Джерри Янг в Yahoo, и, вероятно, кое­кто еще. Но очень важно осознать, что подбор руководящего персонала — это не наука, а искусство, и даже те, кто имеет отличный послужной список, могут совершать большие ошибки.

Как относятся XТ к попаданию в рейтинг? Помогает ли им попадание в рейтинг? А судьи кто?

— С тех пор как мой рейтинг был составлен, RIM (в Топе — худшее руководство года) поменяла своих первых лиц. Некоторые СЕО вынуждены были уйти в отставку, еще до того как исследование было опубликовано. Главное, чтобы руководители имели представление о том, что их действия оцениваются многими заинтересованными сторонами и ожидания очень высоки. Это не удивительно, учитывая, сколь велики заработки СЕО.

«Топы» в инновационных компаниях: чем они провинились?

— Наиболее крупные IT­корпорации являются самыми быстрорастущими, за последние 5 лет это стало еще очевиднее. Поэтому естественно именно в этой сфере искать лучших и худших. По моему мнению, именно потому, что в IT­индустрии огромное значение имеют технологические изменения, эта сфера требует самых динамичных и гибких руководителей.

Здесь ставки выше. Более того, IT — это не только маленький компонент экономики, но один из немногих двигателей мирового экономического роста (наряду с энергетикой и здравоохранением).

* Сидни Финкельштейн, профессор менеджмента в бизнес­школе Tuck School of Business.

Беседовал Александр Гончаров

Журнал УП 5, март 2012 г.