Жар-птицу поймать — не каждому дано!!!

«Лучшие консультанты кадровых агентств Москвы», по результатам Х исследования рынка рекрутмента, проводимого ежегодно журналом

В практике каждого рекрутера есть позиция, которую он будет помнить всегда

В исследовании принимали участие более 1200 компаний (600 из них работают с кадровыми агентствами).

Жар­птицу поймать — не каждому дано!!!

Наталья Кириченко:

— Все заказы на закрытие вакансий, которые поступают к нам в компанию, сложные. Ведь обычно к нам обращаются уже тогда, когда самостоятельный поиск зашел в тупик. Редко нашими клиентами становятся компании, не имеющие собственной HR­службы, и они не занимаются подбором, а нужен им, к примеру, менеджер по продажам без определенной привязки к продукту, который он будет продавать.

Для начала следует определить, что такое «сложная, необычная вакансия». Прежде всего, это заказ на поиск специалистов узкого профиля, которых очень мало на рынке. Скажем, «специалист технолог» со знанием рецептуры определенной пищевой добавки, которая недавно появилась в России. Иногда компании нужен высококлассный специалист, но условия, предлагаемые ему, не соответствуют среднерыночным. Есть вакансии, которые предусматривают поиск кандидатов в других регионах и дальнейший их переезд. В этих случаях задача менеджера по подбору — не только отыскать подходящего кандидата, но и заинтересовать его предложением и будущими перспективами.

Также очень часто компании обращаются не к одному кадровому агентству, а сразу к нескольким. Это привносит в работу элемент соревнования и делает поиск еще более напряженным и интересным.

Работа над любой вакансией начинается с изучения требований и условий труда в самой компании­заказчике и анализа рынка: есть ли такие специалисты, какую компенсацию они получают. Очень важно определить, насколько пожелания компании соответствуют действительному положению. Если подходящих кандидатов нет в открытом доступе, то наша задача определить, в каких компаниях они могут работать на данный момент, и осуществлять поиск уже непосредственно там. При необходимости можно заняться headhunting’ом. Очень помогают рекомендации других кандидатов.

Часто бывают ситуации, когда компании отрицательно относятся к поиску кандидатов через headhunter.ru, потому что сами уже просмотрели новые резюме и не нашли никого подходящего. Тогда нашими источниками информации остаются постоянно обновляемая база данных, собранная за долгие годы работы нашей компании, профессиональные социальные сети (например, linkedin.com) и, конечно, профессиональные форумы.

Закрывать сложные вакансии всегда значительно увлекательнее, чем простые, хотя это и требует большого терпения, занимает много времени и сил, а результата приходится ждать значительно дольше.

Но именно при работе с такими вакансиями можно получить интересный и запоминающийся опыт, который помогает в дальнейшей работе.

Александра Лепихова:
— Наша компания, как правило, занимается топовыми позициями, и каждая из них по сути сложная. С необычными также приходилось сталкиваться.

Главное понять бизнес «изнутри» — не зная структуры компании, трудно добиться положительного результата. Одной из таких сложных позиций была «специалист по социальным медиа». Для того чтобы понять данную позицию, пришлось пообщаться не с одним десятком человек. Рекомендации и знакомства в различных социальных и профессиональных сетях для нашего поиска были очень важны. Специфика позиции была направлена на PR через социальные медиаресурсы.

При снятии заказа очень важно найти общий язык с клиентом, выстроить с ним доверительные отношения, для того чтобы обеим сторонам было комфортно общаться. При поиске на данную вакансию одним из ключевых факторов являлось именно налаживание контакта с клиентом. Приняв во внимание основные принципы работы по данной позиции, нам удалось ее закрыть. Хотелось бы еще сказать, что чем сложнее и необычней позиция, тем интереснее с ней работать — ведь человек всегда должен учиться и познавать что­то новое.

Елена Черенкова:

— В практике каждого рекрутера есть позиция, которую он будет помнить всегда и которая очень многое дала для его профессионального развития. Для меня это продакт­менеджер в онкологии для стартап фармацевтической компании. Кандидаты из данной отрасли, как правило, не находятся в свободном доступе, поэтому пришлось использовать не только накопленный опыт в умении общаться, просить рекомендации и «жестко» хантить, но и впервые за карьеру использовать то, что дала природа, а именно то, что я девушка! Пользовалась тем, что опинион­лидеры мужчины, плакалась, умоляла помочь, ведь рекрутер — это своего рода актер, который в разных ситуациях и к разным людям находит индивидуальный подход и свой «золотой ключик». С тех пор мне кажется, что не бывает сложных позиций, главное — собраться и начать пользоваться всеми возможными способами, и тогда все получится. Главное — вера и позитив! Клиент будет доволен, кандидат найдет работу мечты, а рекрутер получит опыт и моральное удовлетворение.

Александра Степина:

— Сложные позиции — это всегда очень интересно, ведь никогда не знаешь, где именно «прячется» финальное решение. Какое­то время назад мы работали по позиции «директор завода для крупного производственного холдинга».

Основная сложность заключалась в том, что завод находился в глубокой провинции, более чем в 100 км от какого­либо островка цивилизации,на юге России. При этом у клиента были очень жесткие требования относительно профессионального опыта и личностных качеств кандидатов. Поиски кандидата на эту позицию велись по всей России и СНГ. Финальный кандидат с релевантным опытом нашелся на Дальнем Востоке, и у него было огромное желание переехать именно в то место, где находился завод. Как оказалось, он родился в этих краях и хотел вернуться поближе к семье.

Николай Широков:

— Один из самых непростых проектов в 2011 году был поиск Business Development Manager, Russia & CIS, на запуск операций в России чешского производителя крупногабаритной грузовой техники. Сложной была работа напрямую со штаб­квартирой заказчика в Чехии, чрезвычайно жесткие требования к профилю кандидата при относительно низкой вилке по компенсации.

Дело в том, что в России, на рынке mining/quarry, найти человека со свободным английским, а в идеале еще и с испанским или чешским, с нужным образованием, опытом работы за рубежом — непросто. Это были очень интересные полгода: прямой поиск в Москве, регионах, Европе; огромное количество аналитики, нацеленной на создание для клиента реальной картины по рынку, ожиданиям и мотивации кандидатов. В итоге нами был найден подходящий по профилю кандидат, который оказался отличным решением для наших партнеров.

Беседовала Татьяна Левина

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 6 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал УП 6, март 2012 г.