«У всех моих друзей смена составов «топов» — главных бухгалтеров, финансовых директоров, юристов — происходит с пугающим постоянством»
Галина Клочкова*
Беловоротничковая преступность... Начнем с истоков данной проблемы. В чем же заключаются преступные наклонности человека? Любой психолог и педагог скажет, что границы между преступлением и предпринимательством очень размыты. Каждый, кто выходит за рамки определенных правил в принципе, по логике вещей может преступить и закон.
Посмотрите, что получается. Кто попадает в «белые воротнички»? По всем психологическим тестам, матрицам, по правилам отбора персонала в эту категорию попадают те, кто решает задачи на выходе за границы правил их решения. Скорее всего, в средний персонал попадают исполнительные, в определенном смысле ограниченные люди, которые способны выполнять предписанные им правила и инструкции. В беловоротничковую зону, в зону топменеджмента попадают те, кто способен решать нестандартные задачи. Границы между способностью решать уникальные задачи и нестандартным преступлением просто не существует. Возьмите известные фильмы, начиная со «Стариковразбойников» и заканчивая «Двенадцатью друзьями Оушена», в которых обаяние остроумного и блестящего преступления сродни самому прекрасному, уникальному бизнеспроекту. Мне кажется, проблема преступности в данной сфере не в отсутствии законов, правил, регламентов, не позволяющих брать «откаты», нарушать порядок, выбирать клиентов, делать пересортицу. Законодательно все эти законы и правила существуют. Многие номера сходят с рук собственнику (собственник же не является преступником). Например, он может взять и принять решение, выгодное его бизнесу. Например, он может таким образом минимизировать издержки. То, что позволено собственнику в рамках эффективного построения бизнеса, не позволено его топменеджерам просто потому, что они не собственники.
Что такое эффективный бизнес в нашей стране? Пример своим подчиненным подают владельцы бизнесов. А кто видит поведение хозяина лучше всего? Правильно: «белый воротничок». Получается, что первое правило профилактики воровства звучит следующим образом: если ты хочешь, чтобы твои топменеджеры не воровали, не воруй сам. У всех моих друзей смена составов «топов» — главных бухгалтеров, финансовых директоров, юристов — происходит с пугающим постоянством. Это связано с выяснением обстоятельств той или иной крупной или мелкой аферы. Многое зависит от того, насколько собственник внимателен к своему бизнесу. Но если он хочет сам управлять всем, все держать в одних руках, он должен быть безукоризнен. Существующие в вашем бизнесе правила должны быть и вашими правилами тоже. Если этого не происходит, рано или поздно вы столкнетесь с ситуацией воровства в середе «топов». Например, для меня, как для хозяйки собственного дела, самая большая проблема состоит в том, чтобы при приеме человека на работу заставить его соблюсти некую гармонию между его нестандартным поведением и способностью решать задачи самостоятельно и его желанием работать внутри команды и соблюдать корпоративную этику.
Эти два момента должны быть в процентном соотношении приблизительно равны. На одной должности интереснее (особенно, когда это касается финансов) видеть в человеке в первую очередь лояльность корпоративной этике. А в той части, где решаются профессиональные, педагогические задачи, интереснее видеть человека, способного использовать нестандартные приемы в решении задачи. Но в этом случае надо понимать, что чем не стандартнее, креативнее человек — тем больше внимания следует уделять его работе. Потому что в таком случае мы всегда можем получить несанкционированный выход данного креативного, находчивого сотрудника на клиента с любой стороны. Либо он может построить некий малый бизнесочек внутри моего. Если мы говорим о частной школе, то через некоторое время ты понимаешь, что этот человек начинает работать на себя: например, вести на территории твоих классов частное репетиторство. Можно сознательно недодавать во время уроков знания и затем зарабатывать на этом. Либо человек начинает избавляться от сложных клиентов, которые далеко не лишние для твоего бизнеса. И ты понимаешь, что делает он это весьма изощренно — только диву даешься.
Собственник сам принимает решение, расставаться с таким сотрудником или же нет. Многое зависит от степени доверия к персоналу. Например, ты теряешь ученика, платежеспособного клиента — с ним не справился человек, на которого ты рассчитывал. Это можно назвать преступлением в метафизическом смысле. Этот человек взял от тебя больше, чем отдал. Совершенно спокойно воспользовался тем, что ты делаешь и за что отвечаешь. Никто не отменял метафизических наказаний, но в реальной жизни происходит все не так. И избавляться от данного сотрудника надо показательно. Лучше взять за правило обсуждать подобные вещи публично: почему принято решение о расторжении трудового договора, даже если в заявлении об увольнении написано «по собственному желанию» во избежание судебных исков. Любое такое расставание подробно комментируется с ответами на любые вопросы от персонала, чтобы другим неповадно было. Но в этом случае есть крайность.
Как сделать так, чтобы в коллективе талантливые люди не выживались теми, кто с ними не выдерживает конкуренции? Еще одно важное правило — это круговая порука в беловоротничковой среде, когда они объединяются против собственника. И собственник нигде в этой цепочке не найдет слабое звено. Ему будет казаться, будто происходит чтото не то, но он не поймет, что же всетаки происходит. Потому что все работают, все отлажено, но фактически бизнесом управляет не он, а его хитрые и очень сплоченные «топы». А бизнес — это крепкая структура, которая вполне комфортабельно живет, только практически без участия владельца. В практике была подобная ситуация, но не в таком серьезном масштабе.
Хотя я знаю случаи, когда менеджеры становились собственниками, обходя бывшего владельца. При этом собственник оставался с долгами и проблемами, а топменеджмент приобретал практически все, что было им годами наработано. Когда мы говорим об объединении управляющего персонала против тебя, приходим к тому, что надо создавать конкуренцию в среде самых ближних помощников. И наоборот — командный дух на следующем уровне. При этом работодателю, хозяину, не гоже дружить со своим топменеджментом.
Ближние помощники владельца бизнеса должны быть всегда равно отдалены от него, они должны конкурировать между собой. А круг сотрудников, который находится ниже, должен быть жестко сплочен, чтобы его нельзя было разобщить. Это нужно для того, чтобы у каждой из частей не было между собой внутрикорпоративных войн. Надо все эти вещи понимать и не удивляться тому, что мы не можем с ними справиться. Главное — решить для себя, что ты хочешь. Ведь я знаю много руководителей, которым удобны корпоративные войны между лагерями сотрудников. Таким образом они минимизируют свои издержки, позволяя погуливать на свободе своим топменеджерам и не платя при этом достойную зарплату. Они практически провоцируют их на воровство: «Он что, тупой? Не может сам себе заработать зарплату на таком хлебном месте, где есть связи с поставщиками и прочими контрагентами?» Я знаю таких работодателей, которые искренне удивляются, когда человек требует какойто надбавки или премии, руководя при этом отделом маркетинга и рекламы.
Беседовал Влад Лапинский
Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 6 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.