«Кладите больше заварки... и чай будет чаем...» — рекомендовала одна бабушка, или Простые советы в борьбе с беловоротничковой преступностью

«Кладите больше заварки... и чай будет чаем...» — рекомендовала одна бабушка, или Простые советы в борьбе с беловоротничковой преступностью

Вопрос кадровой безопасности актуален в любой компании, в любые времена. Потому что персонал — это ресурс, который может создать компанию, но может ее и уничтожить.

Можно говорить о таком мелком воровстве, как кража ручки, бумаги, канцтоваров. В этом случае поймать сотрудника за руку сложно. Но если посчитать все потери за год, такое, казалось бы, на первый взгляд мелкое воровство обходится компании в немаленькую сумму. А что уж говорить про воровство со стороны «белых воротничков», которые имеют доступ к гораздо более серьезным ресурсам. Можно придумывать и скрупулезно прописывать какие угодно кодексы деловой этики, правила, но лучше всего рассчитывать на порядочность персонала. И если ты сомневаешься в работнике, а тем более из управляющего звена, не уверен в его порядочности, то на работу таких людей лучше не брать.

Склонность человека к воровству, мошенничеству можно проверить с помощью проективных вопросов, которые задают на интервью во время собеседования. Еще мы проверяем человека по службе безопасности, выясняя наличие судимости и других правонарушений. Если человек привлекался за мошенничество, не факт, что он не будет это делать снова. Некоторые компании проверяют кредитную историю сотрудника: какие у человека обязательства перед банками. Если финансовых обязательств больше, чем он может выплатить, логично, что он будет стараться выплатить их быстрее, а для этого ему постоянно нужны будут деньги. Считаю эффективным ходом, когда при приеме на работу потенциального сотрудника направляют на медосмотр, где он сдает тест на наркотики. Если в коллективе появился неблагонадежный «белый воротничок», это очень опасно с точки зрения охраны труда, кадровой безопасности. Наркотики — достаточно распространенная проблема. Подобный тест помогает, по крайней мере, избегать на входе в компанию неблагонадежных лиц.

Довольно часто в сфере продаж происходят «откаты». Это действительно проблема, в которой часто оказываются замешанными именно «белые воротнички». Достаточно вспомнить историю «Мерседес­бенц», которая потом повлияла на репутацию компании не в лучшую сторону. Речь идет о подкупе топ­менеджерами компании чиновников и должностных лиц, чтобы те приобрели автомобили именно этой компании. Зачастую тендеры становятся лишь формальными мероприятиями. С другой стороны, часто встречаются «откаты» в отделе закупок, когда компания приобретает определенную партию товара. И есть некий поставщик, который с помощью «отката» выигрывает тендер. Этот пример смело можно считать воровством — здесь конфликт интересов, потому что человек получил взятку от некоего поставщика. Далее компания должна посмотреть, как заключен контракт.

Возможно, был другой поставщик, который предлагал то же самое, но гораздо дешевле.

Значит, «благодаря» своему жаждущему нажиться управленцу компания потеряла кучу денег. Очень распространена в российском бизнесе пересортица — очередной способ воровства. Историю, очевидцем которой я стала, произошла в Италии.

В компании, производящей обувь, один из управленцев обиделся на своего начальника за то, что тот прилюдно сделал ему замечание. Этот топ­менеджер подкупил одного сотрудника, который вынимал из коробки обувь. И сортировал ее следующим образом: в одной коробке были только правые ботинки, а в другой — только левые.

В итоге, когда продукция доходила до конечного покупателя, она не продавалась и отправлялась обратно, а компания несла огромные убытки. Руководство недоумевало. Никто не мог подумать, что этот сговор организовал обиженный топ­менеджер.

Вообще, чувство собственной значимости — опасная вещь. Если постоянно задевать самолюбие управленца, он может поставить в колеса вашего бизнеса большие­пребольшие палки. Это может быть и намеренный брак, и воровство готовой продукции. Например, в Нижнем Новгороде на одном предприятии в основном работали семьи — такова была позиция собственника.

В течение двух месяцев сговорившиеся сын и отец вывозили стройматериалы буквально КамАЗами. Ущерб был огромный. В результате владелец довел дело до суда и люди были отправлены за решетку. Всеми подобными моментами, особенно запутанными, должна заниматься служба безопасности — там работают опытные в этом деле люди. Чтобы определить, намеренно ли поступает сотрудник, нужно понять его мотивацию. Важно понять: он допустил ошибку по неопытности из­за пробела в знаниях или он знал, к чему это приведет. Или он сделал это потому, что остался чем­то недоволен. В любом случае надо поговорить с человеком, выяснить, почему произошел брак. Если это сделано специально, компания не должна прощать, так как цена брака слишком высока. Прилюдное увольнение также послужит важным сигналом для других работников. Если простить одного, то и другой поведет себя так же. Хотя я знаю одного собственника, который, выявив воровство медикаментов заведующей частной клиники, поговорил с ней и дал второй шанс. И человек не просто исправился, но и стал лучшим соратником в бизнесе — так высоко он оценил поступок бизнесмена. Но знаю и другой пример: когда топ­менеджера на первый раз простили, а он, осмелев, втянул в схему «откатов» других сотрудников. Так что каждый собственник сам решает, как вести себя.

Тему воровства относительно потери клиента можно долго развивать. Возьмем сотрудника колл­центра. Например, звонит клиент, чтобы задать свой вопрос. А на телефоне сегодня дежурит девочка, которая накануне поругалась со своим другом и совершенно не в духе.

 В итоге она нагрубила клиенту, который просто хотел задать вопрос, и желание прийти в эту компанию у него тут же отпало. Более того, он может рассказать об этом негативе нескольким своим знакомым, и компания потеряет не одного, а нескольких потенциальных клиентов. Безусловно, это ущерб, но как его измерить в деньгах? На нашем производстве внедрено KPI, посредством которого мы высчитываем стоимость брака: сколько бы стоило это изделие, если бы мы его продали. И сколько мы потеряли в результате его брака.

В итоге именно KPI влияет на премию, то есть если кто­то «накосячил», пошел брак и мы не выполнили производственный план, все сотрудники с производства недополучат премию.

Такой массовый подход направлен на то, чтобы абсолютно все работали на результат, понимали свою ответственность и друг перед другом, и за конечный результат. А если мы сработали хорошо, уложились в план, у нас невысокая стоимость брака, значит, у нас есть прибыль, и мы можем какую­то часть потратить на премию. В итоге сотрудники заработают больше, будут жить лучше, улучшат свое благосостояние. А если они будут работать только на своем участке, а дальше их ничего волновать не будет, то, конечно, мы не добьемся командной слаженной работы. И управлять процессом будет гораздо сложнее. Наш подход направлен на то, чтобы каждый понимал свою ответственность перед другими. И видел в общем результате свой вклад. Мы мониторим ситуацию по браку каждую неделю: вывешиваем данные, знакомим всех с нашим подходом, чтобы каждый понимал, сколько на этой неделе квадратных метров брака и в какой сумме выражаются потери. Когда это видно в деньгах, то производит совсем другое впечатление. Если объект не в срок сдан клиенту, он может его не принять — это также огромные потери для собственника. Качество работы компании влияет на ее репутацию. За этим следит менеджер проекта.

Материал подготовил
Влад Лапинский

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 6 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал УП 6, март 2012 г.