«Город солнца» построить нереально...
Роман Грищенко*
Когда в компании смена состава «топов» — главных бухгалтеров, финансовых директоров, юристов — происходит с пугающим постоянством, то что бы это значило, на Ваш взгляд?
— Это вызвано неумением собственника расставлять правильных людей на нужные позиции. Или сами сотрудники не выдерживают, то есть не могут показать необходимую высокую стрессоустойчивость, которую предполагают позиции топменеджеров. По опыту могу сказать, что данная ситуация часто наблюдается при «наездах» на компанию. Остаются лишь те сотрудники, кто не только мотивирован деньгами, но и болеет душой за компанию и видит, чем он может быть полезен.
Пожалуйста, на примерах прокомментируйте цитату: «В беловоротничковую зону, в зону топменеджмента, попадают те, кто способен решать нестандартные задачи. Границы между способностью решать уникальные задачи и нестандартным преступлением просто не существует».
— Очень часто это так, к сожалению. Законодательство любой страны не может охватить все варианты хозяйственной деятельности, которые компании используют на рынке. В договорах тоже все предугадать и прописать нереально. Хотя можно значительно снизить риски клиентов (у нас есть положительная практика) в том случае, если перенести юрисдикцию в сферу англосаксонского права и максимально подробно прописать возможные права и обязанности сторон.
Обычно после этого уровень оспариваемости сделок и самих конфликтных ситуаций снижается. Наше законодательство, и особенно правоприменительная практика, не дает реальной возможности защищать свои права. Недовольные клиенты, конкуренты, бывшие нечистоплотные сотрудники способны довести любое обвинение как минимум до стадии суда («кошмарить» бизнес на стадии следствия). А далее уже вопрос порядочности судьи и возможностей в рамках имеющегося несовершенного арсенала защиты отстоять свои права. Основываясь на опыте нашей компании и клиентов, скажу, что это может коснуться буквально каждого бизнесмена.
Существующие в Вашем бизнесе правила должны быть и Вашими правилами тоже. Если этого не происходит, рано или поздно Вы столкнетесь с ситуацией воровства в среде «топов», например, собственник недоплачивает налоги, зарплату и так далее.
— Абсолютно верно. Хотя верно и обратное утверждение: ваше нежелание нарушать права других, не означает, что этого не произойдет с вами. Выход из этой ситуации —
всегда быть готовым к отстаиванию своих прав.
Как сделать так, чтобы в коллективе талантливые люди не выживались теми, кто с ними не выдерживает конкуренции?
— Уникального рецепта правильной селекции людей не существует. Иначе в бизнесе, государственном правлении остались бы только лучшие, и вектор развития смотрел всегда вверх. Но это несбыточная иллюзия, город Солнца, который недостижим. Рецепт в том, чтобы развиваться самому и назначать на ключевые посты своих людей, которым доверяешь, чье мировоззрение понятно и совпадает с твоим. В том, что с тобой в команде должны работать развивающиеся и мотивированные люди. Иначе эффективную командуотдел, проект, компанию не построить. Каждый руководитель должен развивать нижестоящих сотрудников, исключать тех, кто тормозит, пытается выжить коллегу, руководствуясь отнюдь не критериями профессионализма. Тогда вся пирамида будет работать. Это задача руководителя — снабжать подчиненных ресурсами.
Если вовремя не убрать руководителя, не справляющегося с подобной задачей, вся система загниет, муравейник развалится. Существуют быстрые компании и мертвые. В рыночных условиях замершие не выживают.
Важное правило «белых воротничков» — это круговая порука, когда они объединяются против собственника. Как предотвратить такой порочный круг, ведь собственник нигде в этой цепочке не найдет слабое звено?
— Неконтролируемое снижение финансовых показателей, рост кредиторской и дебиторской задолженностей, подконтрольность определенного участка работ лишь одному человеку или связанной группе лиц — признаки того, что воровство будет. Рано или поздно. Собственник, сторонний аудитор, служба безопасности — вот то, что может этому противостоять. Если работают постоянно и планово вместе. Крепость конструкции зависит от того, много ли слабых мест она содержит.
Знаете ли Вы случаи, когда менеджеры становились собственниками, обходя бывшего владельца? Почему это происходит и как избежать такого поворота?
— Да. У нас сейчас в работе такой случай: бывшие работники и управляющий одним из региональных офисов, по сговоренности с недружественными контрагентами, заблокировали возможность отстаивания прав компании в арбитраже, а затем в рамках уголовного дела дали показания против основателя и управляющего группой компаний.
В результате компания поставлена на грань банкротства, так как управляющий под следствием, документы и техника изъяты в рамках обыска, рабочее время затрачивается не на работу с действующими клиентами, а на защиту своих прав, изза непонятной ситуации и репутации компании новые клиенты не заключают с ней договора. То есть компанию, имеющую в клиентах структуры «Газпрома», РАО «ЕЭС», «Лукойла», в результате многоходовой комбинации пытаются поставить на колени, а бывшие сотрудники рассчитывают перехватить контроль над бизнесом на определенной территории. Отстоять права будет сложно, но реально. Поэтому готовьте сани зимой. Выход — владение активами через иностранные юрисдикции и контроль сотрудников и процедур компании.
Поэтому сейчас востребованы юристы, специализирующиеся на корпоративных конфликтах, процедурах банкротства, арбитражных спорах и способные защитить бизнесмена от уголовных преследований.
Хозяину не гоже дружить со своим топменеджментом?
— Дружить или нет — вопрос человеческих отношений. Но проверять собственник обязан. И здесь дружба не должна влиять.
Ближние помощники владельца бизнеса должны быть всегда равно отдалены от него?
— Да.
Они должны конкурировать между собой?
— Каждый должен курировать свою сферу. И задача собственника, чтобы конкуренция за KPI не перешла во внутреннюю борьбу. Ситуация, в которой один отдел зарабатывает очки за счет другого, загубит компанию.
Руководителям удобны корпоративные войны между лагерями и группами сотрудников?
— Зависит от стиля руководства. Каждый управленец прежде всего человек, со своими представлениями о жизни и управлении людьми. Безусловно, полезна конкуренция и дух соревновательности. Но соблюсти эту границу сродни искусству. Каждый должен контролировать не более семи подчиненных.
Если в культуре предприятия в принципе допускаются интриги, коалиции и прочее, то рано или поздно начнутся склоки, дрязги и мстительные действия, направленные на собственника?
— Безусловно. Если люди имеют на работе интересы, отличные от работы, то эмоционально, а потом и по времени они все больше будут втянуты в эти действия. Забывая о работе.
Если в бизнесе появился человекпроблема, а ты его вовремя не убрал?
— То проблемы будут нарастать. Иногда уже после увольнения узнаешь, масштаб проблем. И не один год их решаешь. Поэтому, безусловно, лучше максимально понять на собеседовании и при испытательном сроке, как человек привык жить и работать. Но если ясность наступила позднее — решать надо кардинально и очень быстро. Пока вам не нанесли еще больший вред. И желательно не давать такому человеку дорабатывать. Дешевле будет, если он получит выходное пособие, сидя дома.
Если хочется более легкой, «ненапряжной» жизни — надо готовиться к тому, что потом будешь все разгребать или потеряешь бизнес?
— Да. Исключений не бывает. Собственник — это такая же обязанность и ответственность, как другие должности в компании. Если ты отошел от дел и потерял обратную связь, не поставил управляющего с параллельным контролем со стороны службы безопасности всей системы — уровень анархии, виновного и невиновного вреда будет нарастать.
Почему владельцы сетевых магазинов в один голос утверждают, что кругом одно повальное воровство?
— Потому что низкая мотивация и легкость осуществления краж в этой сфере пересекаются. Статус работников и средства мотивации не позволяют предложить универсальную формулу предотвращения подобных действий. Причем это касается как грузчика, так и закупщика или управляющего сетью. Быстрая оборачиваемость живых денег, необходимость быстрых нестандартных решений, большая номенклатура этому способствуют.
Проблема головной боли руководителя — это не проблема таблеток. Это проблема реальной работы над собой?
— Да. Причину ищите в себе. Всегда.
* Роман Грищенко, генеральный директор ООО «1й Консалт Центр», info@1conc.ru
Беседовала Юлия Рябова