Минусы работы с кадровыми агентствами: мнения эйчаров

Минусы работы с кадровыми агентствами:  мнения эйчаров

В каких случаях Вы закрываете вакансии с помощью кадровых агентств и почему?

Юлия Эстерлис:
— Во время работы в российских компаниях мне достаточно редко приходилось прибегать к услугам кадровых агентств. Прежде всего, это было вызвано ограниченным бюджетом.

Константин Филиппишин:
— Чаще всего кадровым агентствам приходится отдавать позиции, которые наиболее сложно заполнить изнутри компании. Как правило, это связано с личностными качествами сотрудников и в гораздо меньшей степени — с квалификацией.

Софья Ковлакас:
— При большом количестве срочных вакансий — выгоднее заплатить за услугу быстрого поиска и обеспечить бизнес необходимыми ресурсами в нужное время, чем справляться постепенно своими силами, либо держать в штате большое количество рекрутеров. Также специализированное агентство может быть эффективнее внутренних специалистов широкого профиля при поиске узконаправленных кандидатов — технических специалистов, менеджеров высокого уровня.

Елена Канатчикова:
— Мы отдаем те вакансии, которые не можем закрыть эффективно своими силами (нет времени, нет ресурса, не целесообразно на первичном этапе раскрывать компанию).

Ольга Сечкина:
— Сотрудничество с КА — это рутинная, очень трудоемкая работа. Ни одно кадровое агентство не удовлетворяет полностью запросам. Не потому, что оно плохое или некомпетентное, а потому, что отбор — процесс достаточно своеобразный. И кадровому агентству нужно глубоко вникнуть в корпоративные особенности каждого работодателя. Сотрудничество с кадровыми агентствами чаще всего для работодателей не очень продуктивно: происходит слишком большой отсев из тех, кого они присылают, поскольку агентства не в курсе специфики и корпоративной политики компании.

Наталья Семикова:
— Наша кадровая служба обычно обращается к услугам КА, если того требуют вышестоящие руководители: когда своими силами мы не можем найти необходимого специалиста.

КА любят работать с топ­менеджерами, так как их можно выгодно продать. Иногда КА успешно находят «топу» работу в стабильной, активно развивающейся компании — и получают щедрое вознаграждение. Человек работает в данной компании и вполне всем доволен. Но через два­три года агентство вспоминает про него и начинает подбивать к тому, что пора менять место.

И «топ» привыкает, что каждые два­три года то же самое агентство находит ему новую, зачастую более выгодную работу. Этот пример подходит только в случае с топ­менеджерами, потому что за них КА получает хорошие деньги. Сотрудничая же с обычными кандидатами, КА не смотрит на них как на «денежный мешок», а потому не всегда напрягается, делает все ни шатко ни валко. Признаюсь, что и нашу кадровую службу иногда КА «кидают». Бывает, агентства продают кандидата дважды. Человек говорит: «Найдите мне работу, и я отдам вам свою первую зарплату». И КА умудряются найти ему несколько мест работы за короткий срок.

 За 20 лет моей сознательной жизни только дважды КА обманули нас, продав кандидата одновременно нам и еще одной компании. Я не всегда верю мнению менеджеров по подбору, работающих в кадровом агентстве, — они отсматривают кандидатов сквозь призму своего опыта.

Светлана Шеина:
— На самом деле, очень сложно найти агентство­партнера, которое бы удовлетворяло всем требованиям. И это с первого раза практически никому не удается. Если говорить о количестве компаний­партнеров, то я не приемлю сотрудничества более чем с двумя агентствами (чтобы была внутренняя конкуренция). Потому что чем больше мы привлекаем КА, тем больше у нас уходит времени на администрирование всего процесса взаимодействия с ними.

Какая информация убеждает Вас не работать с тем или иным КА?

Светлана Шеина:
— Решающим может стать ознакомительный звонок по телефону. От того, насколько профессионально тебе рассказывают о спектре своих услуг и вообще общаются, — можно уже сделать соответствующие выводы.

Наталья Семикова:
— Для меня очень важно внимание, то есть если менеджер кадрового агентства на мою заявку не отзывается хотя бы три дня, я уже не буду работать с данным агентством. У серьезных агентств механизм взаимодействия с работодателем отлажен. И даже если в настоящий момент у них нет кандидатов, они будут размещать объявления в изданиях и в любом случае обязательно отзвонятся нам, сообщив, сколько времени им требуется на работу. Если они в течение дня среагируют на мою заявку, оформленную в электронном виде, мы продолжим работу. Значит, у агентства качественные услуги, и для меня это важно. Мне нравится, когда люди видят в нас добропорядочного работодателя. Наша компания предпочитает работать в таком варианте: агентство присылает, например, десяток кандидатов, и мы отсматриваем троих уже более тщательно.

Но случалось, нам повторно присылали кандидатов и анкеты соискателей, причем от одного и того же агентства. Однажды сотрудники КА мне не поверили, что они присылают нам кандидатов по кругу, и обвинили меня в непорядочности — будто я говорю неправду, поскольку не хочу платить комиссионные. Пришлось доказывать свою правоту: назвать дату прихода к нам на собеседование кандидатки, искать анкету, заполненную ее рукой, сканировать эти документы и пересылать их в агентство.

Особенно сложно найти через КА редкого специалиста. Если у КА в базе данных нет подходящих кандидатов, то для поиска они используют те же самые источники, что и работодатели. Сейчас люди быстрее пойдут к прямому работодателю, чем в агентство.

Юлия Свитковская:
— Могу сказать, что мы не работаем с агентствами по нескольким причинам. Агентства не ориентированы на клиента. Для того чтобы понимать, какой кандидат подойдет работодателю, нужно знать не только краткую информацию о компании. Необходимо точно понимать, где расположена компания территориально, какие там условия труда, какие люди работают в компании и в отделе, в который требуется кандидат, и что немало важно — какая в компании культура и стиль управления. Рекрутеры зачастую теоретики, выращенные внутри кадрового агентства, они используют в работе только свои методики, не всегда эффективные. На практике же все обстоит несколько по­другому. Вторая, не менее важная причина — это необоснованно завышенные цены на услуги, на подбор и оценку персонала.

Елена Козлова:
— То, что нас насторожит и отрицательно скажется на возможности сотрудничать — это отсутствие навыка снятия требований к вакансии, то есть предоставление кандидатов не под требования и ценности компании, а под название должности; неактивная работа КА в случае замены кандидата заказчиком — нарушение договорных отношений в части гарантированной замены кандидата. А если все же говорить о работе всего КА, то это нарушение партнерских отношений в части переманивания персонала клиента на работу в другие компании.

Как Вы юридически гарантируете для компании защиту от претензий со стороны кадрового агентства?

Полная статья в печатной версии журнала или на сайте через 3 месяца

Источник: Журнал Управление Персоналом № 9 - 2012