Соцсети — ростки нового онлайн-рекрутмента?

Автор: Дмитрий Ситников

Соцсети— ростки нового онлайн­-рекрутмента?

Дмитрий Ситников*

Три миллиона пользователей, семьсот тысяч компаний... HR­директора начали терзать социальные сети в поисках интересных кандидатов. В ходе X исследования рынка рекрутмента Москвы, проведенного журналом , было выявлено, что эйчары все чаще используют соцсети для закрытия вакансий. Мы обратились к генеральному информационному партнеру «Национальной Некоммерческой Деловой Премии «Капитаны Российского Бизнеса» — компании «Профессионалы.ru» и их СЕО Дмитрию Ситникову, чтобы узнать, как проводить время в их профессиональной сети с пользой для дела.

Как инструмент по поиску работы и сотрудников Ваш проект достаточно новый. Могли бы Вы дать пошаговую инструкцию для эйчаров, как им пользоваться? На чем строится работа с Вашим ресурсом?

— Наверное, пошаговой инструкции пока нет. Единственное, мы четко понимаем, что HH.ru, SuperJob.ru и другие большие и известные ресурсы видят людей, ТОЛЬКО когда они ищут работу, тогда как «Профессионалы.ru» и ресурсы, подобные нам, видят их и в этот момент, и между. И у каждого человека период «между» — разный, у кого­то пять лет, у кого­то полгода.

Наш подход к работе достаточно прост: мы спрашиваем у людей, чем их привлекает такой ресурс, как «Профессионалы.ru», для чего он им нужен. Таких исследований мы провели уже одиннадцать. Каждые три месяца мы делаем опросы, чтобы узнать, почему они к нам приходят. Первое — люди говорят, что таким образом развивают свои связи, они в это верят. Второе — это обмен опытом, третье — самообразование; на четвертом месте стоит поиск новых идей и на пятом месте стабильно держится поиск работы.

Сейчас у нас около трех миллионов двухсот тысяч зарегистрированных пользователей. За все время существования проекта, когда было и три тысячи пользователей, и сто тысяч, и миллион, примерно половина заходила около одного раза в месяц.

У нас есть три миллиона человек, которые заполняют свой профиль и заносят информацию о своих интересах в базу данных. Есть очень большая часть данных, которую можно назвать, вероятно, деривативом — это компании, упомянутые пользователями как место своей работы, прошлое или текущее. У нас в списке около 700 тысяч компаний, из них 328 тысяч получили сформированные нами карточки компаний, в которых заполнено два поля — текущие и бывшие сотрудники. То есть указаны люди, назвавшие данную компанию как нынешнее место работы, и люди, которые упомянули ее как прошлое место работы. Для нас их профили абсолютно равноценны, несмотря на то, что происходит в профиле людей. Люди в этом случае первичны. Далее происходит взаимообмен, то есть люди ищут компании, где они могут реализовать свои амбиции, планы за достойное вознаграждение, а компании ищут людей, которые смогут им принести нужный результат в нужные сроки с нужной квалификацией за приемлемое и соответствующее бюджету вознаграждение.

Бывают разные примеры, разные способы активации, различные варианты встреч, ухаживаний, возможностей — через сообщества, через прямые контакты, через публикацию вакансий, через статус «ищу работу», через прямые обращения.

Вариантов множество, но основной принцип: компании видны людям так, как они оформят себя. Так и же люди: как они свой профиль оформят, так их компании и увидят. Мы создаем удобный интерфейс взаимодействия. Не только для поиска работы, но и для повышения квалификации.

Работодателю тяжело определить компетентность кандидата, потому что все научились себя очень хорошо презентовать, спасибо Интернету и доступности мудрых консультантов. Все научились говорить и массово стали врать.

Наверное, инструкция простая: максимально заполнять свой профиль, вступать в сообщества. Есть у нас еще небольшой эффект от наличия связей с коллегами — мы называем его «естественная верификация». Если, например, у человека около пятнадцати­двадцати связей по прошлым и текущим местам работы, то, скорее всего, у него все написанное в профиле правда, немного может приукрашено, но врать, по большому счету, он не может.

Другими словами, это как­то можно проверить?

— А вы сразу увидите людей, с которыми человек работал. Если профиль заполнен и есть связи, там процентов на 90 правда. И список людей, которые это могут подтвердить. Или скорректировать.

Есть ли какая­то статистика пользователей по регионам?

— Что мы видим сейчас? Довольно большая лояльная аудитория, 13 тысяч сообществ, в которых есть костяк пользователей, и очень серьезно растут регионы. На самом деле я думаю, что в будущем регионы займут большую долю.

Есть прекрасный пример: к нам сегодня на работу выйдет человек, который вырос в населенном пункте в 210 км от Новосибирска. Там есть Интернет, сейчас он уже живет в Москве и в этом году оканчивает институт международных отношений...

Наш ресурс предоставляет те же самые возможности, и человек, находясь в своем городе, может начать содержательное общение по нужным ему индустриям в сообществах. И у такого пользователя будет онлайн­жизнь: контакты могут сложиться с людьми из Москвы и Санкт­Петербурга, выбор за ним. И когда он приедет в мегаполис, у него уже будет список контактов и нужные фамилии, потому что происходило общение, состоялись интересные беседы.

В Вашей компании используется аутсорсинг?

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 11 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Управление персоналом, май 2012 г.