Трус играет в хоккей... если надо сыграть с важным человеком

Автор: Андрей Нечаев

Трус играет в хоккей... если надо сыграть с важным человеком

Андрей Нечаев*

Известно, что стабильность и развитие компании во многом зависят от того, кто ей управляет. О том, каким должен быть современный лидер фирмы, в чем секрет работы в команде и как выбрать деловых партнеров, нам рассказал Андрей Нечаев.

Андрей Александрович, на Ваш взгляд, в чем секрет успеха хорошего руководителя?

— Во­первых, он должен не только четко понимать задачи компании, но и уметь их решать. Чтобы достичь конкретной цели, надо тщательно продумать ее реализацию на каждом этапе работы. Важно учесть технический аспект, рекламную политику, финансовые вложения и т. д. На каждом этапе хороший руководитель контролирует и часто корректирует процесс выполнения поставленной задачи.

Во­вторых, лидер фирмы должен уметь своевременно принимать решения и нести за них ответственность. Главное среди всего потока информации — разделить основные и второстепенные вещи, то есть верно расставить приоритеты. И только после этого принять окончательное решение. Помимо прочего, лидер не в состоянии управлять бизнесом, если не разбирается в людях. Необходимо видеть потенциал сотрудника, уметь его использовать. Если человек пришел устраиваться на работу, предположим, на должность маркетолога и не подошел по каким­либо критериям, не стоит сразу ему отказывать. Вероятно, он сможет успешно работать в другом отделе фирмы, где нужны сотрудники.

Какими качествами должен обладать руководитель, чтобы эффективно справляться со своими обязанностями?

— Необходимо обладать профессионализмом и харизмой. Надо не просто вести за собой весь коллектив, но и заботиться о нем, воодушевлять каждого сотрудника. Можно это называть принципом «раскраски». Важно понимать, что каждый день люди приходят в одно и то же место, выполнять одни и те же обязанности. Эта рутина способна поглотить даже самого оптимистичного сотрудника. Принцип «раскраски» помогает сгладить такого рода стресс и раздражение. Его суть в том, чтобы периодически давать сотрудникам отвлечься от работы. Например, ежедневно выделять 10–15 минут на короткие прогулки. Можно устроить общие спортивные мероприятия, совместные походы в театр, боулинг и т. д. Иногда полезно отправлять специалистов на курсы повышения квалификации. Мне вспоминается одна притча о дровосеках, в которой два лесоруба поспорили о том, кто больше нарубит дров. Интересно, что победил не тот дровосек, который без перерыва рубил, а его напарник, который точил топор в периоды отдыха.

Расскажите подробнее, какие отношения должны быть между руководителем и сотрудниками?

— Доверительные. Для эффективной работы компании лидеру нужно уметь делегировать полномочия, а для этого он должен доверять своим сотрудникам. Быть уверенным в том, что куратор определенного проекта или начальник отдела выполнит работу безукоризненно, быстро и профессионально.

В свою очередь, работник должен чувствовать ответственность за порученное задание, быть «на своем месте» в компании, ощущать себя частью коллектива. Для выявления проблем сотрудников можно выборочно просить работников вести дневник и записывать в течение дня, сколько времени и на что оно потрачено. Но это ни в коем случае не повод уличить сотрудника.

Кстати, к вопросу о контроле, как лучше выстроить систему поощрений и наказаний сотрудников?

— Самое важное — дать стимул работнику на первоначальном этапе, когда только­только у него стало все получаться. Это может быть как материальное поощрение, так и просто похвала, благодарность за его труд. Если сотрудник получил премию, он должен понимать за что ее выплатили. Важно создать и справедливую систему надбавок. Выговор же стоит объявить, если человек зазнался. Это опасно тем, что в подобный момент работник перестает развиваться.

Звездная болезнь не только плохо лечится, но и часто бывает заразной. Такому сотруднику можно предложить реализовать себя в другой должности или отделе компании.

Как определить верное направление движения компании, планировать ее будущее? Что для этого нужно?

— Надо понимать, что будущее компании неразрывно связано с ее настоящим. Чаще всего к успеху компания идет постепенно и последовательно. Всего около 3% случаев, когда происходит чудо: фирма вырывается вперед без необходимых на то предпосылок. Руководитель должен быть одновременно консерватором для поддержания стабильности и инноватором для постоянного развития. Следует сохранять баланс и не впадать в крайности. Более того, для принятия верных решений лидер как профессионал должен уметь вычленять главное. Кстати, не стоит исключать здесь и долю интуиции.

А как вести себя руководителю в сложных ситуациях, например, в период кризиса?

— Здесь самое важное — поставить определенные задачи и несмотря ни на что стараться их выполнять. Например, не прерывать деятельность фирмы, сохранить кадры, не паниковать. Кроме того, необходимо объяснить сотрудникам, в каком положении находится фирма, чтобы они понимали, что происходит.

Как выбрать надежных деловых партнеров?

— В этом случае критерием выбора может послужить репутация компании, с которой вы хотите сотрудничать и, кроме того, рекомендации других фирм. Однако не стоит оценивать компанию по ее финансовым успехам. Не надо забывать и о руководителе, ведь по увлечениям и жизненной позиции можно смело сказать о его профессиональных и личностных качествах. Например, лидер компании, с которой вы хотите сотрудничать, любит играть в хоккей. Попробуйте пригласить его на стадион и сыграть в одной команде. По тому, как будет вести себя потенциальный партнер во время матча, легко определить его жизненные принципы, приоритеты и даже характер.

* Андрей Нечаев, коммерческий директор ОАО «Завод АТИ», Санкт­Петербург.
Завод основан в 1913 году. Сегодня ОАО «Завод АТИ» выпускает большой ассортимент тормозных и фрикционных, уплотнительных и теплоизоляционных изделий, которые имеют широкий круг потребителей как в России, так и за ее пределами. http://www.zavodati.ru

Беседовала Камилла Пусурманова

Управление персоналом, май 2012 г.