Клиентоориентированность формирует будущее компании

Автор: Сирма Готовац

Клиентоориентированность формирует будущее компании

Сирма Готовац*

В России долго не существовало понятия «клиентоориентированность». Насколько персонал, который трудился в то время, способен меняться и насколько сложно с ним работать? Готовы ли к клиентоориентированности все сотрудники?

— За последние 20 лет общество очень изменилось. Стремительная глобализация стирает в нашем сознании государственные границы, происходит развитие современных технологий — это предоставляет возможность тому, кто готов к переменам, может ощутить себя «человеком мира».

Сегодня значительная часть населения страны много путешествует, работает не только в отечественных, но и в иностранных компаниях, проникается культурными и ментальными особенностями, постигает опыт выстроенных зарубежных корпоративных культур. Люди готовы осознать и принять новый способ общения друг с другом, с внешним и, что немаловажно, с внутренним клиентом — сотрудниками компании, своими коллегами.

Начинать изменения всегда нужно с самих себя. В компаниях, где сотрудники разных отделов мало общаются или осуществляют коммуникации через служебные записки, вряд ли будут работать клиентоориентированные люди. В этом случае, опять же, многое зависит от стратегии компании, непосредственных руководителей, наличия отлаженной мотивационной системы, в которой должен быть как минимум один KPI для продающих подразделений — уровень и качество обслуживания.

Основным фокусом нашего общего внимания является клиент, и все наши действия в рамках стратегии развития направлены на удовлетворение его потребностей.

Что дает клиентоориентированность компании, работающей в страховой сфере?

— Клиентоориентированность для нас — это умение слушать клиента, предлагать ему подходящие страховые решения, предвосхищать его потребности. И если с розничными продажами данные процедуры стандартизированы, то в корпоративном сегменте существует возможность делать именно индивидуальные предложения, вносить необходимые изменения, чтобы страховой продукт был действительно подходящим, предполагал баланс между бюджетом, который клиент готов выделить на защиту тех или иных рисков, и его ожиданиями от полученной услуги. Задача клиентоориентированной компании — работать прозрачно и честно, соблюдая собственные требования по прибыли и те лимиты, которые у нас установлены.

Клиентоориентированность формирует будущее компании: пул довольных пользователей, имидж — все то, что будет помогать компании эффективно развиваться дальше и быстро реагировать на изменение ситуации на рынке. Быть элементарно вежливыми и доброжелательными с клиентами на протяжении всех стадий взаимодействия — естественное и неотъемлемое условие успешности любой компании, будь то ресторанный бизнес, туристический или страховой.

Существуют примеры, когда крупные финансовые организации, не уделяющие должного внимания клиентоориентированности, прекрасно чувствуют себя на рынке. Возможно, клиентоориентированность — это дорогое излишество?

— Клиентоориентированность — это, прежде всего, философия бизнеса, которая отражает даже не место интересов клиента в системе приоритетов компании, а выбор предпринимателя между сиюминутным и долгосрочным партнерством. В 2011 году волатильность современной экономики оказала существенное влияние на лояльность действительных и потенциальных страхователей. Для того чтобы быть успешными в сложившихся условиях, страховым компаниям необходимо ориентироваться на потребности клиента, формируя понятные и простые продукты, осуществляя быстрое и эффективное обслуживание, предоставляя услугу в любое время и в любом месте по справедливой цене. По нашему мнению, фокус на клиенте сегодня — это практически единственный шанс успешного развития для страховых организаций всего мира. Зачем же отказываться от клиентоориентированного подхода, когда столь очевидны его историческая предопределенность, потенциал и преимущества?

Насколько это дорогое удовольствие для компании — быть клиентоориентированной? Сколько надо прилагать усилий, чтобы клиентоориентированность стала нормой в компании?

— Клиентоориентированность предполагает применение современных маркетинговых технологий, высокий профессионализм персонала, твердое устремление всех сотрудников выстроить особую систему взаимоотношений с клиентами и эффективно в ней работать. При этом ничего не стоит вовремя улыбнуться клиенту, выслушать и оказать помощь.

Главная особенность процесса превращения в клиентоориентированную компанию — отсроченный результат, так как данное преобразование возможно лишь при системном подходе и требует от менеджеров компании большой отдачи и постоянного внимания к клиентам. Различные манипуляции, небрежность и неточность в отношениях, невнимание, злоупотребление доверием, сложные бюрократические процедуры несовместимы с клиентоориентированным поведением компании.

Что касается затрат на привлечение высококвалифицированных специалистов, на разработку качественных продуктов, на выстраивание эффективных процессов — их нельзя отнести к разряду дополнительных. Самое дорогое в этой ситуации — время, которое уходит на изменение ментальности сотрудников и достижение ими искреннего осознания важности и значимости клиента для общего успеха компании.

Какие основные ошибки встречаются при внедрении клиентоориентированности?

— Основной просчет допускают компании, которые к процессу построения клиентоориентированной системы работы подходят формально: отправляют своих сотрудников на обучение или тренинг, затем проводят формальное тестирование, получают неплохой результат и считают, что их персонал проникся потребностями и желаниями клиента. Другими словами, невозможно добиться лояльности внешних клиентов, не уделяя должного внимания клиентам внутренним.

* Сирма Готовац, генеральный директор Страховой группы «УРАЛСИБ»

Беседовала Маргарита Мельникова

Управление персоналом, май 2012 г.