У каждого человека есть своя цена. Не пытайтесь ее проверить. Опасно.

Автор: Сергей Пронин

У каждого человека есть своя цена. Не пытайтесь ее проверить. ОПАСНО

Сергей Пронин*

Поставить на темную лошадку и выиграть — соблазнительная идея, не правда ли? Вот только как просчитать все риски от темперамента лошадки до настроения жокея. «Все просчитать нельзя, — уверен Сергей Борисович Пронин, генеральный директор консалтинговой группы «ТАРЕСС», — но попробовать стоит. Главное — не зацикливаться на отдельных проблемах, а то леса за деревьями можно так и не увидеть. В вопросе экономической безопасности работает только комплексный подход».

По признанию экспертов вопросы экономической безопасности в современном российском бизнесе столь же актуальны, как были, к примеру, лет 5–10 назад. Что сегодня на повестке дня у профессионалов риск-менеджмента?

— Без особых раздумий я бы назвал период начиная с 2008 года временем «трудных» денег и не всегда чистых на руку людей. В первую очередь это влияние кризиса, который в значительной степени сократил количество свободных денег на рынке. За ними теперь приходилось побегать, поработать. К сожалению, мы пока так и не сформировали правовое государство ни в плане совокупности законов, ни в части их неукоснительного исполнения. Самое главное, что не произошло серьезных изменений в менталитете людей, в их отношении к вопросам собственности, экономической безопасности. Поэтому проблем, связанных с мошеннической деятельностью в экономической сфере, сегодня много. И готов предположить, что на нашу жизнь их точно хватит. Дальше загадывать не берусь, но еще раз повторю: сегодня это бич всей экономической системы страны. В кризисные годы это особенно видно. Во всех отраслях проступают признаки усиления мошеннических тенденций. Поэтому вопросы экономической безопасности, которые, кажется, уже навязли в зубах у всех, в наши дни актуальны как никогда.

Какие же риски для бизнеса существуют сегодня? Первое — риск попадания в мошеннические схемы. Причем велика опасность получить в результате проблемы не только экономического, но и юридического характера, подкосить имидж фирмы, авторитет конкретных людей. Все это, конечно, может иметь далеко идущие последствия. Поэтому, я бы сказал так: кризис подстегнул необходимость больше уделять внимания экономической безопасности бизнеса. Важно помнить, что в этом вопросе нет второстепенных тем. Если раньше можно было что-то решать по остаточному принципу, то сейчас проблема требует комплексного подхода. Я бы нарисовал некий квадрат и разделил эту проблему условно на четыре больших сегмента. Первый сегмент для меня всегда был и остается самым важным, а с учетом профиля вашего журнала и самым актуальным, — это люди, сотрудники компании. Любую проблему экономической безопасности надо начинать решать с персонала. Если внутри компании ситуация не отлажена, не организована и не контролируется, то можно закрепить хоть по 20 датчиков на каждом человеке, проверять всех клиентов вдоль и поперек, сколь угодно долго выстраивать отношения с контролирующими структурами, но ничто из этого не поможет, если внутри компании есть пресловутая «пятая колонна», которая будет как червь точить ее изнутри.

Возможность украсть создает вора

Самое главное — это люди. Кризис также серьезно влияет на эту составляющую безопасности. Под влиянием проблем сотрудники начинают меняться. Я несколько раз сталкивался с ситуациями, когда человека знаешь пять, а то и десять лет как замечательного, надежного, грамотного, ответственного, а он под влиянием жизненной ситуации кардинально меняется. Возможно, в силу слабости внутреннего иммунитета, который снижается с возрастом, в сложных ситуациях он начинает пасовать, изменяя своим жизненным принципам и установкам. Начинаются обманы, злоупотребления. В особых условиях кризиса даже нормальные люди, выражаясь медицинскими терминами, из доброкачественных новообразований перерождаются в злокачественные. К чему это ведет, я думаю, всем понятно. В большинстве компаний существует следующая система: на входе в организацию у человека запрашивают рекомендации, проверяют кредитную историю, отсеивают плохих, берут хороших. Затем как-то успокаиваются, приглядываются к человеку еще полгода-год. А через пять-десять лет, когда он уже стал «своим», под влиянием каких-либо внешних факторов сотрудник кардинально меняется, а руководство компании к такому повороту абсолютно не готово.

Совет от профи

Надо не только тщательно проверять людей на этапе приема на работу, но и мониторить их деятельность на протяжении всего времени работы в компании. С людьми надо работать всегда от момента приема до момента увольнения. В кризисные периоды — особенно тщательно.

— Люди меняются под давлением семейных проблем, бытовой неустроенности, зависти к более успешным знакомым, соблазнов.

Соблазны очень легко просчитать

Если есть искушение большими деньгами, ситуацию можно мониторить и держать под контролем. Но есть вещь более серьезная, чем соблазн. Это страх. Когда у людей появляется страх болезни или потери близких, они готовы пойти на все. Кого-то парализует страх лишиться своей статусности, потерять привычный уровень жизни, к которому привык, страх потерять перспективу на будущее, страх неопределенности. Перед искушением не сможет устоять, наверное, процентов пятьдесят испытуемых. Когда же возникает проблема, связанная с личным страхом человека, хорошо, если устоит хотя бы один из десяти.

Совет от профи

Необходимо постоянно мониторить профессиональную и личную жизнь своих сотрудников. Что происходит в их семьях, в целеустановках, как меняются их приоритеты и т. п.

Обращаясь в крупный банк, мы всегда находимся под магией его имени

Банк, за которым стоит государство, кажется нам надежным и стабильным. И это на самом деле так. Да, он лишен гибкости маленьких банков, он зачастую не так удобен в работе, не так велики и привлекательны проценты, но «умереть» ему никто не даст. Это точно. Обратиться к услугам таких банков — первый путь, по которому можно пойти. Если же это маленький частный банк, то вы можете стать VIP-клиентом и знать владельца лично, пользоваться особыми преференциями и рассчитывать на высокий процент, но полной гарантии вам никто не даст. Когда гладко стелют, бывает жестко спать.

Совет от профи

Купить можно почти все — но вот зачем? Можно купить банк, но это отдельный, весьма специфический вид деятельности. Каждым делом должны заниматься профессионалы. Многие бизнесмены могут сделать свой аудит, ЧОП, коллекторское агентство. Но с точки зрения эффективности и качества работы это не самый лучший вариант.

Каждый мошенник рассчитывает на плохую память того, кто должен быть обманут

Задача мошенников — войти в доверие к людям, причем способы этого весьма разнообразны. Например, у нас патологическое благоговение перед звучными названиями разного рода инстанций и известными фамилиями. Этим пользуются мошенники. Так, занимаясь взысканием долгов с одной компании в интересах моего клиента, я сразу же поинтересовался, как же они начали работать, не потрудившись узнать, чем живет их контрагент. В Интернете удалось найти сведения, что его активно лихорадило уже в предшествующий сотрудничеству период. Мне ответили, что нам рекомендовали эту фирму из одной государственной организации. Представьте, одного звонка хватило на то, чтобы начать поставлять большой объем товара с отсрочкой платежа, не проверив финансовое положение контрагента. Ведь есть рекомендации! Мошенники этим прекрасно пользуются.

Скажу еще об общественных организациях, куда проникает много безответственных, непорядочных людей. Заплатив вступительный взнос, они получают высокий статус и повсеместно козыряют им. Для многих сторонних наблюдателей это гарантия, что у статусной фирмы все хорошо. В течение года они активно эксплуатируют этот имидж, нередко в мошеннических целях. Даже перестав платить взносы, продолжают раздавать «красивые» визитки. Внутри организации могут и знать, что это непорядочные люди и не хотят продлевать с ними отношения, но это не мешает горе-общественникам ходить и представляться членами определенных структур. На мой взгляд, многим общественным организациям необходим более жесткий контроль за вступающими и действительными своими членами.

Проблема номер два — вторая часть сегмента экономической безопасности — это вопросы, связанные с технологической безопасностью. Жить в мире высоких технологий и недооценивать их нельзя. Если вы эту сферу упускаете, на рынке побеждает тот, кто знает чуть-чуть больше на каком-то определенном этапе времени и может сохранить свои знания в тайне. Новые знания стоят огромных денег, и не нужно скупиться на защиту результатов исследований и разработок.

Совет от профи

Вложения в техническую безопасность окупаются сторицей. Это не та сфера, где надо экономить. Причем не потраченное сегодня, завтра принесет вам многократные убытки, вплоть до потери бизнеса.

Третий сегмент — внешнее окружение. Это наши партнеры, клиенты, среди которых немало желающих провернуть мошеннические схемы. Особенно много такого рода примеров в сфере недвижимости и финансовом секторе.

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 11 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Управление персоналом, май 2012 г.