Бизнес — это особо охраняемая территория?!

Автор: Юрий Кузьмичев

Бизнес — это особо охраняемая территория?!

Юрий Кузьмичев*

Каким образом Вы собираете информацию о партнерах и клиентах. Другими словами, насколько хорошо Вы знаете, с кем работаете?

— Если мы говорим о подборе партнеров для будущего бизнеса, то это очень тонкий вопрос. Безусловно, начиная большой проект, вкладывая большие деньги, мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что партнеры будут вести себя так же честно с нами, как и мы с ними. Поэтому репутация имеет значение. А также важна история, которая уже есть у человека в бизнесе, и то, насколько грамотно и тщательно составлены юридические документы. Можно, скажем так, не иметь кристальной репутации, но если документы составлены правильно и вы понимаете, что юридически защищены, то такой подход может быть менее рискованным, чем стремление подружиться с хорошими инвесторами, но при этом иметь на руках безалаберно составленные документы. Вот почему важен некий симбиоз. С одной стороны, нужно учитывать, с кем вы подписываете документы, начиная сотрудничество в бизнесе, а с другой — все­таки документы в первую очередь должны защищать ваши интересы. Есть несколько простых рекомендаций, о которых следует помнить всегда. Во­первых, серьезный инвестор никогда не входит в бизнес с долей более 50%. Почему? Причина этого лежит на поверхности. Дело в том, что он входит как соинвестор и не заинтересован брать на себя ответственность за принятие решений. Ведь если он входит в бизнес с долей более 50%, то будет вынужден жить в этом бизнесе, чтобы полностью все контролировать в соответствии с имеющейся у него долей. Серьезные инвесторы и партнеры так не поступают. Серьезные инвесторы практически никогда не покупают долю более 50%: им гораздо важнее, чтобы у вас, как у человека, который придумывает идеи и готовит команду, была заинтересованность. Они не рассматривают вас как человека, который написал бизнес­план и таким образом изложил видение будущего бизнеса, а потом удалился в сторонку. Им важнее, чтобы вы имели больше контроля, полномочий.

Я разговаривал с несколькими очень солидными инвесторами, представителями западных инвестиционных фондов, и все они говорят, что не покупают долю свыше 50%. Обычно они приобретают от 25 до 40%.

Естественно, вы не будете вести бизнес с вообще незнакомым партнером. Вряд ли им станет человек, о котором вы ничего не слышали, и он вдруг постучался в вашу дверь и предложил вам деньги. Все­таки мы говорим о некоем круге людей, лично знакомых предпринимателю, или их могут порекомендовать ваши хорошие друзья, партнеры. Либо за такими людьми есть определенная интересная история. Если серьезный инвестор вкладывает свои деньги в разные этапы развития бизнеса, в разные проекты, то о нем можно собрать информацию на рынке: насколько корректно он вошел в бизнес, насколько корректно из него вышел или насколько он выполнил обязательства, которые на себя брал.

Эти моменты крайне важны для совместного бизнеса — чтобы в дальнейшем данный человек не стал вас топить, в том числе и путем распространения коммерческих тайн.

К сожалению, российский менталитет, как и любой другой, устроен следующим образом: предприниматель часто имеет соблазн получить больше, чем рассчитывал. К сожалению, в регионах есть примеры людей с очень известными фамилиями (я не буду их называть) — у них сначала воровали идеи, затем «отжимали» бизнес. Нелицеприятные истории о нечестных бизнесменах есть в каждом городе.

И чем город меньше, тем больше людей знают эти истории. Естественно, с такими людьми я не стану работать ни при каких условиях. Потому что, например, вы берете человека не с кристальной репутацией, как инвестора или партнера. Во­первых, за ним есть негативный шлейф. И если завтра начнется конфликт, все равно весь этот негатив коснется и вас. Неважно, будете ли вы делить бизнес или выйдете из него, но в конечном итоге вся эта история, которая тянется за ним, частично затронет и вас. Затем и другие предприниматели будут избегать сотрудничества с вами — будут опасаться, что вы «сольете» ценную информацию и так далее.

Как Вы обеспечиваете внутреннюю безопасность?

— Многие вещи, безусловно, нужно оформлять на уровне документов, на уровне юридического обеспечения. Следует скрупулезно прописывать доли, полномочия, права, механизмы выхода из бизнеса, механизмы продажи доли, механизмы изменения доли, механизмы изменения состава директоров, назначение генерального директора. И чем подробнее вы обозначите все моменты, тем лучше для вашего же бизнеса. Без юриста здесь, разумеется, не обойтись. Нужно брать такого юриста, который уже участвовал в подобных сделках, имеет соответствующий опыт, составлял документацию и имеет историю аналогичных сделок. Когда бизнес стартует и на старте обсуждаются определенные правила игры, юрист должен быть очень грамотным и правильно прописать все нюансы. Потому что на старте некоторые моменты кажутся маловероятными, предприниматель рассуждает следующим образом: «Со мной этого точно не произойдет!» Но в конечном итоге все шероховатости всплывают на поверхность — и именно они могут и бизнес убить, и людей рассорить между собой. Связанный с утечкой ценной информации конфликт часто возникает из­за юридически неправильно прописанных взаимоотношений. Это первое.

Серьезная опасность с утечкой информации возникает, когда у молодого предпринимателя или же обычного человека появляется в голове интересная идея. И тут может произойти очень рискованный вариант развития событий. Человек излагает свою инновационную идею в виде документа или плана и начинает ходить с ней по людям, которых он считает своими потенциальными партнерами в будущем бизнесе. И спокойно рассказывает им о своей идее. Мы понимаем, что идея на первоначальном уровне не может быть защищена никакими авторскими правами.

Пока это просто интересная идея — возможно, новый рынок, технология продажи, новое производство. Очень редко, когда продукт имеет описание, благодаря которому можно защитить авторские права. Пока же это просто идея нового товара или производства, и ее легко скопировать. А имея хорошие финансы, ее легко реализовать. Однажды мы вышли с очень интересной идеей на инвесторов. Они очень внимательно нас выслушали, съездили к нашему московскому партнеру, побеседовали с ним. Затем долго нас терроризировали документами и финансовыми отчетами, а потом сказали, что им это не интересно. Но через два месяца открыли абсолютно такой же бизнес. И это нормально! Мы сами отчасти виноваты: толком не разобрались, с кем разговариваем, и с самого начала не поставили в жесткие рамки заявление о неразглашении информации и неиспользовании ее в своей коммерческой деятельности. То есть в данной ситуации, когда вы идете к инвестору или потенциальному партнеру, можно сформулировать некий документ, в нем вы предлагаете идею бизнеса, которая принадлежит вам и не может быть скопирована. Вы можете попробовать попросить подписать данный документ, но все это сложно описывается и очень сложно потом доказывается в суде.

А как Вы обеспечиваете технологическую безопасность?

— Технологию уже давно действующего, успешного бизнеса своровать трудно. Но и крайне сложно придумать уникальную идею бизнеса, которая ни на что не похожа, не имеет аналогов. Однако лишь в этом случае можно в дальнейшем говорить, что такого бизнеса никогда не было и я только что его самолично придумал. Я также уверен, что одновременно у двух бизнесменов из одного города может появиться идея схожего бизнеса. На рынке витает множество различных интересных идей — они могут быть рынком не поняты, не осознаны, но большинство успешно реализуемых замыслов действительно приходит в голову нескольким людям одновременно. Поэтому чем подробнее вы опишите свою бизнес­идею, тем лучше. И если есть возможность, защищайте хотя бы на понятийном уровне авторские права на идею. В данном случае нужно разговаривать с юристами, которые занимаются авторским правом, сделками инвестиционных проектов. В каждом регионе есть такие юристы, это местные эксперты и представители федеральных компаний. Можно проверить историю и опыт данной компании. Хорошо, когда работающие в ней юристы имеют и федеральный опыт. Важно, чтобы они четко реализовали сложные юридические документы и схемы. Поэтому юрист нужен, если мы говорим про многомиллионные инвестиции.

И естественно, о будущих партнерах нужно наводить справки. Как вы будете это делать? Да как угодно. Можно даже привлечь частного детектива. Самое главное, золотое правило бизнеса — перед встречей с потенциальным инвестором или партнером о нем нужно навести максимальное количество справок.

Как известно, существует и коммерческая тайна. Каким образом сохранять ее? Ведь ценную информацию может «уносить» и сам персонал...

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 11 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Управление персоналом, май 2012 г.